Бизнес для Бизнеса

Бизнес для Бизнеса
Мы часто слышим упоминания о том, что большинство проблем в безопасности тех или иных программных продуктов так или иначе связаны с недочетами, допущенными при разработке. Действительно, многочисленные уязвимости, закрываемые бесконечными заплатками, по сути своей являются в большинстве случаев попросту ошибками программистов. Не стоит забывать и об архитектурных просчетах, которые уже простым патчем не поправить и, как следствие, такого рода ошибки исправляются новыми релизами ПО.

Вроде как всем понятна проблема и, если верить словам, все хотят поправить ситуацию: лучше продумывать архитектуру, более тщательно подходить к разработке, лучше тестироваться и т.п. НО, не является секретом тот факт, что для того, чтобы какое-либо изменение произошло, как минимум важна заинтересованность кого-либо в этом изменении. Так кто же заинтересован в разработке качественного ПО?

Разработчик? - Нет. Предположим гипотетически, что кто-то разработал ПО, которое не нуждается в постоянных обновлениях (исправлении ошибок), выпуске новых релизов (добавление новых возможностей и исправление архитектурных просчетов). Такой разработчик сможет заработать только однажды, продав право пользования своим ПО. Целый пласт доходов, связанных необходимостью поддержки, будет недоступен.
Еще один момент, который стоит учесть - это то, что есть некая зависимость количества программых ошибок от объема кода. В двух словах: чем больше кода, тем больше в нем ошибок. Как мне кажется, без ущерба для смысла, можно сказать и так: чем меньше ошибок, тем меньше кода. Наш разрабочик написал код с примерно нулевым количеством ошибок, значит его код невелик, а, следовательно, не велика и функциональность его кода. Поскольку, как правило, потребитель хочет "таблетку от всех болезней", не функциональный продукт будет плохо продаваться, дешево стоить, - в общем, доход от его продаж будет невелик, что не выгодно разработчику. Итого, как это не прискорбно, разработчик будет писать большой многофункциональный код, с большим количеством багов, которые потом будет исправлять во время всего жизненного цикла своего детища. При этом, безусловно, зарабатывая на этом.

Отрасль информационной безопасности? - Нет. Целый ряд уязвимостей будет искоренен как класс. Не будут нужны куча административных и технических контрмер, предпринимаемых в настоящее время для снижения ущерба от использования уязвимого ПО. Будут не нужны люди, задействованные в реализации этих контрмер: не нужны исследовательские институты, занимающиеся поиском уязвимостей, не будут нужны различные сканеры безопасности и те, кто ими пользуются, не будут нужны сложные процессы по управлению обновлениями ПО, их тестированию, пр.

В общем, к сожалению, только потребитель в проигрыше. Что, как это не цинично звучит, в общем-то нормально. Ведь кто-то должен оплачивать всех перечисленных выше....

Я писал применительно к программногому обеспечению, но, в целом, как это не прискорбно, принцип работает практически везде: АвтоВАЗ делает плохие машины и при этом еще зарабатывает на сервисе и запчастях, ресурс которых значительно ниже чем у кого бы то ни было, как, собственно, и самого автомобиля; средняя выслуга современной стиральной машины
, из собственного опыта,не более 5 лет, тогда как у меня есть знакомые, которые покупали стиральную машину 15 лет назад (!) и она до сих пор исправно работет - действительно, производителю выгодно, чтобы я покупал его продукт каждые 5 лет, а не раз на всю жизнь.

Можно подумать о каких-либо мероприятиях по противодействию. Наверно, здесь поможет сертификация, но опять же сложность современных продуктов не позволяет обеспечить должную глубину проверки, а грубая поверхностная проверка не гарантирует желаемого качества.
Alt text

Где кванты и ИИ становятся искусством?

На перекрестке науки и фантазии — наш канал

Подписаться

Сергей Солдатов

REPLY-TO-ALL is a double language blog (English/Russian) run by three information security practitioners. Want to discuss information security problems? This is the place.