В 2025 году новые альбомы выходят не только в стриминге и на виниле, но и на кассетах. Тейлор Свифт выпустила «Life of a Showgirl» в цифровом формате, на пластинке и в пластиковой коробочке с магнитной лентой — со всеми сопутствующими радостями вроде запутывающейся плёнки и бесконечной перемотки в поисках любимого трека. Но почему возвращается то, что казалось окончательно ушло в прошлое?
Кассетные релизы стали частью новой волны ностальгии. Интерес к старым носителям и устройствам растёт: вместе с кассетами возвращаются культовые компьютеры вроде Commodore 64 и ZX Spectrum, а также целый рынок аксессуаров и модификаций. Не малая доля людей до сих пор хранят кассеты и MP3-плееры, а кто-то ещё не расстаётся с коллекцией VHS. Телевизоры с телетекстом тоже вошли в топ ностальгических технологий, которые иногда до сих пор используются.
Один программист даже основал целый бизнес на воспоминаниях. Хобби Люка Малпаса началось с перекраски корпусов Game Boy, а закончилось полноценным производством «престижных» консолей с современными экранами, улучшенным звуком и новыми батареями, но с оригинальной электроникой внутри. Теперь он собирает и модифицирует ретро-системы на заказ и отгружает их по всему миру, предлагая даже Amiga 1200 с нуля или Game Boy с индивидуальным дизайном.
Комьюнити вокруг ретро-техники растёт. На YouTube даже освещают проекты наподобие Fujinet — открытого адаптера для восьмибитных компьютеров, который добавляет поддержку TCP/IP и Wi-Fi. Доступные платы вроде Raspberry Pi, 3D-печать и активные форумы позволяют энтузиастам реализовывать идеи, которые ещё 10 лет назад были невозможны.
Для многих это не просто техника, а часть жизни. В ретро вовлекаются не только участники фестивалей, например, Vintage Computer Festival, но еще и молодёжь 18–25 лет, которая никогда не держала в руках Game Boy в детстве. Их влечёт эстетика, физичность и уникальный характер устройств.
Однако с популярностью приходит и другая сторона — рост цен и элитарность. Когда-то с винилом это уже произошло: некогда доступный формат стал дорогим и превратился в атрибут статуса. В сегменте ретро-камер то же самое: цифровые камеры эпохи Y2K резко подорожали и перестали быть частью контркультуры.
У старой техники есть ещё два весомых плюса: долговечность и ремонтопригодность. Консоли конца 70-х и 80-х до сих пор работают, в то время как смартфон, купленный год назад, может выйти из строя в течение двух лет. Простые печатные платы с крупными элементами позволяют чинить устройства десятилетиями, чего уже нельзя сказать о современных многослойных платах с роботизированной сборкой.
Есть и философский вопрос: будет ли современная электроника когда-нибудь вызывать такой же интерес? Сможет ли кто-то через 30 лет испытывать тёплые чувства к ноутбуку безымянного бренда или к серийному смартфону, которых миллионы? У Atari ST или Apple II была индивидуальность, которую новые устройства часто утрачивают.
Будущее у прошлого есть. Пока энтузиасты паяют, печатают корпуса и перепрошивают старые процессоры, ретро-техника не только возвращает эмоции, но и получает вторую жизнь в XXI веке. Кассеты, Game Boy и Teletext вновь оказываются в центре внимания — и это не только мода, но и способ сохранить уникальную культуру цифровой истории.