О создании правильной структуры ИТ-безопасности с точки зрения руководителя ИБ

О создании правильной структуры ИТ-безопасности с точки зрения руководителя ИБ




Поговорим о создании правильной структуры служб информационной безопасности (ИБ), экономической безопасности (ЭБ) и информационных технологий (ИТ) и проблемах взаимоотношений этих служб в банке с позиции руководителя ИБ.
Зададимся вопросом: в каких пропорциях службы ЭБ и ИБ, а, заодно, и ИТ должны быть представлены в штатной структуре современного, некрупного банка, решившего взять курс на цифровые технологии?
Констатируем как данность современные банки переживают исключительно негативные встряски: дешевых заемных средств нет, выручка падает, конкуренция растет, рынок ускользает. У банков остается только один актив данные о клиентах. Чтобы двигаться в том направлении, куда диктует текущая рыночная ситуация, от банков требуется структурная гибкость, подразумевающая радикальный пересмотр обязанностей и полномочий разных подразделений, в том числе служб: ИТ, ЭБ и ИБ.
Если предпосылок для технологических изменений нет, то структура названных выше служб в обычном банке может не меняться годами.
Кто должен развернуть кредитную организацию в правильном направлении и быть инициатором технологических и, как следствие, структурных изменений? Конечно же бизнес в лице топ-менеджмента банка. Кто у бизнеса, как правило, в советниках? Директор по ИТ и директор по общей безопасности.
Как вы думаете, какое направление охотнее всего будет продвигать и поддерживать директор по общей безопасности (выходец из МВД), в подчинении у которого экономическая и информационная безопасность? Правильно - то, которое он лучше знает и понимает экономическую безопасность. Это понимание руководителя материализуется в зарплатах, премиях, продвижении по карьерной лестнице безопасников. ИБ в данной ситуации пасынок общей безопасности в банке.
Возможно, на определенном этапе развития, когда в штате банка на 6 специалистов по ИБ приходилось 60 "бывших оперативников/следователей", занимающихся ЭБ, такая штатная структура и была оправдана теми задачами, которые решал банк: оценка платежеспособности клиентов, возврат долгов, мониторинг залогов, внутренняя безопасность. Но вряд ли подобная структура соответствует современным требованиям для обеспечения высокого уровня обслуживания клиентов. В конце концов, устаревшая структура станет тормозом на пути цифровой трансформации банка, подразумевающей мобильность, удобство цифровых сервисов, удаленную идентификацию клиентов, автоматизацию работы с кредитными задолженностями и так далее.
Описанная выше структура с перекосом в ЭБ приводит к тому, что информационной безопасности отводится сервисная функция поддержки экономической безопасности. В результате банк получает ИБ, которая не выполняет свою основную функцию.
Вывод: Чтобы разные направления безопасности (ЭБ и ИБ) функционально соответствовали потребностям и задачам банка в советниках у топ-менеджмента банка обязательно должен быть или директор по ИБ, или другой "переводчик", который сможет построить диалог между ИБ-службой и топ-менеджментом банка.
А чем озабочен директор по ИТ того же некрупного банка? Какова его роль в инициировании процессов изменений?
В условиях значительного роста ИТ-инфраструктуры на фоне оптимизации численности персонала (на ИТ-персонале экономят в первую очередь) главная головная боль ИТ-директора - обеспечение бесперебойной работы ИТ-сервисов банка имеющимся штатом сотрудников.
Для ИТ-службы некрупного банка наличие антивируса и межсетевого экрана уже выше крыши (сопровождают то, как правило, они). А то, что каждая новая ИТ-технология порождает новые уязвимости и векторы атак не зона ответственности ИТ. Таким образом требуется, чтобы ИТ- и ИБ-службы дополняли друг друга и тесно взаимодействовали. Если не налажен диалог между этими службами, то неизбежен рост скрытых рисков до состояния полной неустойчивости.
Что в результате имеем?
Бизнес увеличил риски, а ИТ- и ИБ-службы снизили свою эффективность ровно в тот момент, когда в погоне за оптимизацией затрат были сокращены все издержки на поддержку, модернизацию и безопасность собственной информационной инфраструктуры.
Бизнес увеличил риски, а ИБ-служба снизила свою эффективность, когда у нее не хватило смелости говорить об иллюзии контроля безопасности существующей информационной инфраструктуры, отвечающей требованиям десяти- двадцатилетней давности. Масштаб современных кибератак: крупномасштабных, многовекторных диктует потребность в современных средствах защиты, а не в тех, что были актуальны на рубеже 2000х.
Бизнес увеличил риски, а ИБ-служба снизила свою эффективность, когда не преодолела сопротивление ИТ по вопросу замены не отвечающего современным требованиям антивируса, внедрения механизмов устранения уязвимостей, замены старого межсетевого экрана и других стратегических изменений информационной инфраструктуры. Так как только на ИБ лежит бремя доказательств ненадежности существующей ИТ-инфраструктуры, а не на том, кто защищает её статус-кво (читай: директоре по ИТ).
Все, по идее, должны это осознавать. Но осознание приходит только с пониманием последствий при оценке рисков (прежде всего у бизнеса в лице топ-менеджмента банка).
Вывод: конфликт интересов движет любой компанией и только бизнес через оценку рисков может задавать курс на создание каждый раз новой более гибкой структуры.





Alt text

Большой брат следит за вами, но мы знаем, как остановить его

Подпишитесь на наш канал!

Валерий Естехин

Информационная безопасность глазами практикующего специалиста по ИБ (16+)