5 Июля, 2016

Важные навыки для информационного безопасника. Часть 1

Дмитрий Дудко

Знаете, люблю я серийные материалы. Такие, которые не ограничиваются форматом одной заметки или статьи. Когда можно полно раскрыть тему, постоянно обдумывая и обсасывая мысль. Что немало важно, все это с течением времени обрастает мясом, давая на выходе законченный продукт. Понятно, что разовые заметки этого не позволяют. Почти, все мои прошлые серии подошли к концу или вот-вот закончатся ( раз , два ).

skill

Я решил начать новую серию, которая мне очень близка, и которую я давно хотел воплотить в печатном слове. Серия о ключевых навыкам безопасника, тех, кто постоянно используются нами в повседневной жизни. Это применимо ко всем – будь то офицер СБ,  ресечер, инженер или пресейл. Надеюсь серия вам понравиться.

Навык: работа с таблицами

И начнем мы с самого базового навыка – работа с таблицами. Многим может показаться, что это ерунда, кто ж не умеет с ними работать? Да и не навык это ни какой, так подразумеваемое требование офисного работника.

Смотря как к этом относиться. Когда руководитель спрашивает вас, какой бюджет вам потребуется на следующие три года – вы используете таблицы. Когда заказчик спрашивает вас, какое решение вы порекомендуете – вы используете таблицы. Когда надо сделать модель угроз – вы используете таблицы.

Таблицы это неотъемлемая часть нашего офисного бытия. Кто-то их использует чаще, кто-то реже. Например, пресейл может их рисовать целыми днями. Одну табличку в КП, другую в сравнение, третью – календарный план для инженеров.

Таблица обладает одним ключевым преимуществом перед текстом – ее очень просто читать. Таблица – это квинтэссенция текста, выжимка, сухой остаток. Конечно, если она правильно составлена.

Ошибка №1. Многие пробуют загнать в таблицу как можно больше текста. Берут и копируют из текста целые предложения и абзацы.

Что делает таблицу совершенно нечитаемой. Таблица это способ быстро сравнить и принять решение. В идеале там должны быть – цифры, да/нет, плюсы и минусы.

Из этого следует Правило №1: Если таблица сравнительная, то в ней должно быть минимум 2 сравниваемых решения.

Вы не поверите, но многие делают таблицы с 1 решением. Если у вас одно решение, используйте маркированные списки.

Правило №2: столбы должны отражать сравниваемые решения, а строки критерии сравнения.

Мы легче воспринимаем информацию сверху вниз и слева на право. Вот, посмотрите на пример.

Кидаю введи картинки, т.к. так еще не разбирался со стилями

Кидаю введи картинки, т.к. так еще не разбирался со стилями

А теперь транспонируйте таблицу… Кавардак.

Правилом хорошего тона, является нумерация строк. Даже, если таблица к экселе, лучше продублировать. Гораздо проще сказать «строка номер 4», чем «в критерии технические требования 4».

И тем более, не стоит вносить в критерии строки, по которым сравниваемые параметры не различаются. Конечно, если это явно не требуется. Например, в примере выше – все критерии были заданы заказчиком, и от них нельзя было отказаться. Особенно этим грешат вендоры, в желании показать, что они не хуже. Представьте себе сравнение средств защиты от НСД ОС WIndows со следующими критериями:

  • Поддержка ОС Windows
  • Поддержка ОС 32 и 62 bit
  • Поддержка мыши

Утрирую, конечно, но сплошь и рядом.

Правило №3. Не врите в таблице. Как бы ни заманчиво было немного подкрутить данные в свою пользу, наглядность таблицы быстро позволит ее выявить. Вас сразу ткнут носом, что скомпрометирует всю работу.

Так же не работают мифическое «правильно расположение» требуемого варианта. Многие бизнес-тренеры рекомендует проталкиваемое решение ставить в середину. Да, иногда это может сработать, но так же даст вашим врагам информацию о ваших манипуляциях. В сущности все позиции равны, кто-то любит себя ставить в первой колонке. Мол, нас сразу заметят. Но если решений много, то первыми же и забудут. Кто-то боится быть последним – мол, очередь не дойдет.

Тут можно долго рассуждать, мы не об этом.

Я люблю выстраивать все в алфавитном порядке. Это просто и понятно.

Не бойтесь вставлять в таблицу сноски и примечания. Это покажет, что вы экономите время ваших коллег. Кто захочет, уверяю вас, и сноску прочитает, и в исходном тексте разберется.

Отдельный вид таблиц, пояснительный. Например, структура цены в коммерческом приложении или запрос бюджета на следующий год. Тут уже никаких сравнений, просто сжатая информация. Правила все те же:

  • Понятность критериев.
  • Отсутствие лишних строк.
  • Последовательность изложения.

Многие любят добавлять лишние колонки, например, единица измерения. А вы продаете только в штуках и никак иначе.

table2

Пока, на этом все. Про таблицы можно много говорить, ими, как и всем, можно манипулировать. И иногда это прокатывает. Но об этом как-нибудь в другой раз.