24 Марта, 2016

У Камина: Про презентации с Рустемом

Дмитрий Дудко

Хотел сегодня написать по экономическую оценку, но Рустем Хайретдинов не хочет уходить и продвинул свою тему (и до кучи product placement Infowatch и Appercut). Поэтому сегодня опять мягкое потрескивание дров и виски в пузатых стаканах (надеюсь в следующий раз Рустем будет со своим).

fireplace_main

Как делать презентации

Вообще, про презентации я могу говорить долго и вдумчиво. Но тут Рустем сделал пост (убираю всякой под кат – оставляю суть):

Итак, конкурсы:

1. Базовый конкурс, а-ля «Домашнее задание» — за день до старта участникам раздаётся одна и та же аналитическая статья на отвлечённую тему, не знакомую ни одному из участников (например, в ИБ-среде о животноводстве), а на конкурсе жюри слушает, сравнивает и оценивает презентации участников по мотивам этой статьи.

Уровень «стажёр» — копи-пейст абзацев.
Уровень «менеджер» — пересказ статьи вслух близко к тексту под соотвествующие весёлые картинки на экране
Уровень «колдун» — оригинальная презентация, доносящая мысли статьи

Последнее очень круто — понять смысл и аргументы статьи и сделать совершенно самостоятельное произведение с понимаем преимуществ визуального формата. Мы вообще редко сталкиваемся с адекватным переводом в визуальный язык (кино) хороших текстов (книг) — вспомните, сколько раз после фильма-экранизации известной книги, у вас язык не поворачивался сказать «книга лучше»(с)

2. Продвинутый конкурс — дуэль «обратный перевод». Два участника пишут презентации, потом по ним эссе и обмениваются ими, не предъявляя оригинал презентации. Затем повторяются условия предыдущего конкурса и жюри сравнивает оригинальную презентацию участника с «обратным переводом» эссе в презентацию, сделанным его соперником и наоборот.

 

В комментариях, я упомянул, что у нас две основные школы – каждая из которых порвет другую школу в одном конкурсе, и безжалостно сольет в другом. Рустем поймал меня на горячем, и захотел подробностей. Как вы знаете, всегда есть два вида людей – западники и почвенники, с пистолетом и без, быстрые и мертвые. Применительно к презентациям – текстовики и говоруны.

2_man

Понятно, что чистых адептов каждой из школ не бывает, они мимикрируют то в одну, то в другую сторону. Но основные признаки тяготеют к одному из полюсов.

Текстовики

Тут все довольно просто. Это люди загоняющие текст в слайды. Много текста. Еще больше текста! Больше текста, богу текста!!

text

Количество слайдов у текстовика, прямо пропорционально времени, которое ему отведено на презентацию. Дадут час – будет 100 слайдов. Эти презентации очень хорошо читать после мероприятия, тем более, если тебя там не было. Они информативны и подробны. Но, часто, что бы впихнуть весь текст – используют 10 и меньший шрифт.

Слайды – фактическое отражение произносимого.

Коронная фраза – я тут пролистаю, потом вышлю презентацию.

Можно быть уверенным, что пропустив первую часть презентации на мероприятии А, вы сможете восполнить пробел послушав ее на мероприятии Б.

Ярым представителем является Алексей Лукацкий. Признаюсь, я не видел его последние творения, но помню курс по 382-П. Алексей прислал презентацию на 100 с лишним мегабайт и 300+ листов. Она до сих пор у меня храниться, и я в нее часто заглядывал в свое время. Сюда же можно добавить отчеты чиновников и т.п.

Именно отсюда происходят все эти корпоративные замашки – «а давайте сделаем общую презентацию по теме», «подготовь мне презентацию мне завтра читать» и т.п. Текстовую презентацию – может прочитать любой, кто в теме. Не верите? Посмотрите на презентации в наших учебных центрах, я несколько раз сталкивался, с заменой преподавателей, которые читали по «общей презе».

Текстовики, понятно, смотрят на говорунов, как на говно.

Говоруны

Другая крайность — рассказывать презентацию. Тут тусуются адепты Минто (всем рекомендую почитать ее книгу « Принцип пирамиды Минто » – вступайте в нашу секту!!) и схожих деятелей.

tell

Презентации именно рассказываются, слайды используются, как вспомогательный материал. Минимум текста, несколько картинок. Количество слайдов ни как не зависит от количества времени. Как-то я проводил серию обучений для школ и детских садов по персональным данным – два часа я рассказывал про 17 слайдов.

Понятно, что из этих презентаций нифига не понятно, если не слушать. Вот, смотрите пример с конференции 2010 года, где мы, кстати, первый раз с Рустемом и пересеклись.

Воспроизводилось презентаций говорунов – нулевая. У меня каждая презентация, по одним тем же слайдам, имеет отличия – от незначительных до глобальных.

Говорящую презентацию – гораздо сложнее подготовить (об этом как-нибудь в другой раз, а то совсем дебри будут). Да и еще куча факторов влияет, разболится любимый мозоль, и уже запал пропал, на лице мука… вы не захотите такое смотреть.

Понятно и «выхлоп» предсказать труднее.

Ну, т.к. я явно тяготею к говорунам, и выставлять себя в качестве примера – не скромно, влеплю сюда Стива Джобса – как абсолют (хотя сам Apple, и что они делают – мне не нравиться).

Любите таблицы? Вот, вам таблица в сравнении двух школ (принимаю дополнения):


Параметр



Текстовики



Говоруны


Выхлоп от презентации Всегда стабильный, на среднем уровне Вы широких пределах
Воспроизводимость Полная От 70% до 0%
Интересность прослушивания Средняя Выше средней
Зависимость от внешних факторов Практически никакая Существенная
Читаемость презентации после выступления Высокая Никакая
Вау-эффект Невозможен Может быть достигнут
Контакт с аудитория Безразличен Важен
Количество слайдов на минуту выступления 1-2 на минуту 0,2 – 0,5 на минуту
Требования к спикеру Нормальные Высокие
Наибольший эффект Обучающие, отчетные презентации Маркетинговые, продажные, инновационные презентации

 

Понятно, что это некая условность. Можно текстовую презентацию рассказать так, что все ахнут. И мекать и бекать на говорящей. Но в целом оно вот так вот.

Возвращаясь к конкурсам – говоруну будет сложно выиграть «обратный перевод». Но просто разорвет в клочья текстовика в «домашнем задании» (разумеется, если будет время на подготовку), для него полет мысли – это все.

На этом все, заходите к нам еще.