SOC-forum, как квинтэссенция отечественных конференций

SOC-forum, как квинтэссенция отечественных конференций

Пойти на SOC- forum меня сподвиг исключительно конкурс от Андрея Прозорова на лучший отчет о форуме (если вдруг будет голосование, голосуйте). ;) Надо сказать, что на различных мероприятиях по ИБ я бывал достаточно. Например, 9 лет подряд ходил на Infosec (теперь уже нет).


Мероприятия эти делятся на три вида: общей направленности (тот же инфосек), вендорские, маркетинговые или партнерские. SOC- forum был вендорским мероприятием, маскирующимся под общую направленность. Почему вендорским? Потому, что главным спонсором выступала компания Solar Security, она же держала большой стенд, и читала львиную долю докладов. Только не подумайте ничего плохого (Денис, все норм).


SOC-forum в глазах слушателей

SOC-forum в глазах слушателей


В общем, что это я примерно представлял, и пошел туда в новом качестве. В качестве блоггера. Что значит быть блоггером? Это значит, надо везде ходить и все слушать. Я так и делал.


Начнем с организационной части – она отвратная. Насколько хорошо на BISA форумах, настолько плохо на SOC. Начнем с того, что заплатив деньги – я так и не смог ничего съесть. Обед вообще прошел мимо меня, кофе-машины работали через одну, добавку никто не приносил. Как вариант, пригласили слишком много людей, на это бы можно было закрыть глаза, если бы я пришел на халяву. Итого – жирный минус.


Раздаточный материал странный, блокнота не дали (было три листа для заметок в программке), зато дали 2 ручки. Все началось с опозданием на 10 минут, так и катилось до конца. Залы совсем не были приспособлены для подобного шоу, экраны как-то странно расположены – если сидеть по центру, голову свернуть можно. Плюс навязчивая реклама по центру. Я сам был на пленарке и секции Андрея Прозорова. У Алексей Лукацкого зал был в 3 раза меньше, и все не поместились. А так, ничего – на троечку с минусом организовали.


По содержанию. Это тихий афиг. В демагогии, есть такой контрприём, что бы поймать демагога – надо записывать за ним. По идее им еще пользуются журналисты, а блоггер, почти, журналист. Вот я и записывал.


Главный вывод по конференции – все собрались, потусовали, но дельного ничего не сказали. Конференция прошла впустую. Человек не подготовленный, не смог даже узнать, что такое SOC. Пленарку вообще начали со срача. Лукацкий и Маннаников на предложение утвердить определение SOC, хором сказали «НЕТ!». Но зал в лице представителя Дипакадемии надавил (уважение). И все стали пытаться дать определение. Виталий Лютиков попытался перевести разговор в научно-техническую точку зрения (и в целом говорил интересные вещи про процессы в соках, но мало).


Самое дельное по определению «Что такое SOC?» сказал Иван Мелехин: как переведем Operation в SOC. Так сразу сложиться картинка. Либо управление, либо мониторинг.


Настала первая очередь всех высказаться. Игорь Ляпунов начал сразу с рекламы Solar. Иван Мелехин спросил «а существуют ли SOC , или это новый маркетинговый ход»?


Лучшее место, что бы слушать и задавать вопросы

Лучшее место, что бы слушать и задавать вопросы


А потом все свалилось вообще в Ад. Кстати, ни один заявленный вопрос пленарного заседания так и не получил ответа. Хотя голос разума, иногда, возобладал. Что удивительно – это было со стороны регуляторов, за что им респект. Все заспорили о… госрегулировании соков. Не буду описывать, лишь цитаты:


Ляпунов: госрегулирование – хорошо, разумное в двойне хорошо.


Мананников: нужен пряник, необходимо сертифицировать SOC.


Лукацкий: Игорю (Ляпунову) необходимо регулирование, что бы продавать свои услуги.


Лютиков: создайте свой стандарт по SOC, не ждите регуляторов.


Финогенов: Я еще не знаю, что такое SOC. В начале практика, затем регулирование.


Все слушают пленарное заседание

Все слушают пленарное заседание


Следующим кругом ада стало обсуждение ответственности соков перед Заказчиками. Опять только цитаты:


Ляпунов: Ответственность за информационную безопасность на заказчике, нельзя ее переложить на аутсорсера.


Лютиков: включайте в договора солидарную ответственность.


Лукацкий: у нас и за ЗПД никто ответственности не несет, у нас не защита персданных, а защита о регляторов.


И поговорили немного про банки.


Сычев: Отслеживает ли DLP унесенную базу дропперов? А надо.


Курило: инциденты в банке могут не возникать годами. SOC – это армия, в постоянной боеготовности.


По итогу пленарное заседание потерпело фейл. Сокрушительный. А надо было изменить всего лишь малость, уменьшить количество экспертов. Я бы с удовольствием послушал, например, регуляторов – Виталия Лютикова (ФСТЭК) и Дмитрия Финогенова (ФСБ). Крайне разумный подход к проблеме. Я отдельно послушал бы критику Лукацкого и Мананникова. Отдельно – представителей вендоров. Но всех вместе – это фейл «клуба любителей SOC» и Авангарда.


Затем начались секции…


Я был на «Тематическое заседание 1 «Опыт построения и эксплуатации SOC». Сам я сделал чуть-чуть SOCов, поэтому было интересно услышать опыт коллег. Тут не буду подробно описывать – презентации можно посмотреть в интернете, напишу лишь свои записи к каждому из выступающих. Это те вопросы, которые у меня возникли к ним, и которые я старался задать (два раза меня прокатили, хотя уже держал микрофон в руках). Кстати, всю секцию, я один, практически, вопросы и задавал – блоггер, что с меня возьмешь?


Top3 блоггер, на секции по опыту построения SOC

Top3 блоггер, на секции по опыту построения SOC


Опыт построения и эксплуатации центра мониторинга ИБ в ОАО «РЖД»


Александр Глухов, заместитель начальника Департамента безопасности ОАО «РЖД»


Рассказывали, как ЦБИ внедрило SOC в РЖД.


Агентская технология? Сертифицирован ли агент? НДВ? Является ли агент угрозой и точкой отказа? Какие контроли используются? Все теперь делают геопривязку. РЖД еще не подключено с СОПКЕ.


Вопрос про агент задал разработчикам. Получил ответ, что 1 версия была сертифицирована, сейчас 3, и когда-нибудь ее сертифицируют. Получил интересное мнение, что если ЦБИ является сертифицирующей лабораторией, то софт пишет без НДВ.


<слухи mode on>

Уже в перерыве конкуренты открыто говорили, что решение у ЦБИ не работает.


<слухи mode off>

 


Опыт построения и эксплуатации коммерческого SOC


Владимир Дрюков, руководитель департамента JSOC Solar Security


Время на остановку атаки (с) – оно есть?


Готовы ли вы нести солидарную ответственность? Этот вопрос так и не дали задать :(


 


Технологии и опыт реализации распределенного SOC


Роман Назаров, начальник отдела систем управления рисками ЗАО НИП «Информзащита»


Информзащита тоже внедрила SOC в РЖД… Так и не понял, как они сферы влияния с ЦБИ попили.


Сделали несколько территориально распределенных центров обработки инцидентов. Единой мастер ноды и корреляции – нет. Разделено по инцидентам.


 


Опыт построения и эксплуатации центра мониторинга компьютерных атак и управления инцидентами


Алексей Васильев, руководитель центра мониторинга, ЗАО «Перспективный Мониторинг»


Была и дочка Инфотекса. Нишевой продукт для сетей VipNet.


Могут ли использоваться другие IPS? В какие SIEM/ SOC других вендоров вы передаете информацию& Инцидент описываемые по ГОСТу? Вы заменяете собой антивирус? Много слов «будет» и будущего времени»


Цитата: SIEM из коробки.


 


SOC: от идеи к результату


Андрей Янкин, руководитель отдела консалтинга Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет»


Хороший теоритический доклад.


Цитата: 46 функций SOC, но еще никто их не реализовал.


 


Эффективный SOC для критической инфраструктуры. Знания и инструменты


Евгений Генгринович, советник Генерального Директора АО «ITD Group»


Как иностранный GRC применять в РФ? Правильно ли что вы предлагаете «консультант» с практиками по ИБ? Как происходит обновление фидов в сегменте АСУ ТП без интернета?


 


Фундамент для построения SOС


Руслан Бялькин, директор по продажам комплексных решений, SAFEDATA


Цитата: ЦОД и SOC не различаются, с точки зрения инфраструктуры.


 


На секции у Лукацкого, в каждом докладе была реклама себя любимых, и тех решений что они продают. Отличился только Positive – сказав, что не делает SOC и SIEM.


Дальше уже не смог быть, поехал по делам своего SOCa.


Итоги:



  • Организаторам жирный минус. Секции были забиты рекламой чуть менее, чем полностью. Из интересных и умных экспертов, можно было сделать 10 интересных секций.

  • Минус в карму тем, кто рекламировал себя, вместо просвещения аудитории.

  • Ни один заявленный вопрос конференции, не был рассмотрен должным образом. Все неслись галопом по европам.


Идти или не идти в следующий раз? Если вас приглашают бесплатно – конечно, идти. А, вот, деньги за такое платить не стоит.


P. S. Усе, ухожу из блоггеров. Неблагодарная это работа. Андрею и Алексею по службе положено везде бывать и выступать. Грусть видна в их глазах. Не хочу так. Лучше я буду по-простому – графоманить на тему безопасности, и на конференции особо не ходить.


Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

Дмитрий Дудко

Смотреть глазами

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS