Сказки о безопасности: Звонок из банка

Сказки о безопасности: Звонок из банка

В этот летний день Потапыч ждал возвращения с отдыха своей милой жены, Марии Михайловны, или просто Михайловны, как называли ее все знакомые. Он напек блинов и решил пить чай с блинами и прошлогодним липовым медом. Но только он уселся за стол, как зазвонил телефон.

— Доброе утро, Потапыч! Чем занят?

— Было доброе. Ты позвонил. А я собирался чаю попить. Что опять стряслось? В гости? Беги, вместе чаю попьем.

— Я с ватрушками. Открывай калитку, я уже тут стою.

И вот Заяц уже сидит за столом, доставая вкусные мамины ватрушки.

— У меня ничего не случилось, спасибо твоим урокам, а пришел я, чтобы рассказать, как меня пытались развести мошенники. Они вчера пытались получить доступ к моему банковскому счету через телефонный звонок. И хотя я технически подкован, да и в целом довольно внимательный товарищ — до последнего момента был уверен, что говорю с сотрудником банка. Но в итоге не поверил, и был прав! Тебе спасибо! Ты научил!

— Молодец! А как дело-то было?

— Утром зазвонил телефон. Номер определился как сохраненный у меня в контактах «Поддержка банка „Лесной“».

— Доброе утро! Заяц?

— Да.

— Ваша дата рождения? (Тут звонящий называет мою дату рождения.)

— Да.

— Это служба безопасности банка. Мы зафиксировали сомнительную операцию, хотели уточнить, вы переводили сейчас 42 тыс. на имя …

— Нет.

— Мы так и думали, значит все правильно сделали. Так как платеж был помечен, как сомнительный, он заморожен на 10 минут. Вы не теряли в последнее время карты?

— Нет, не терял.

— Проверьте, они все у вас на месте?

— Да, все на месте.

— И тем не менее злоумышленники получили доступ к вашему аккаунту в интернет-банке и сейчас пытаются оттуда вывести деньги. Вам надо будет заблокировать и перевыпустить все карты, сменить компьютер. В личный кабинет сейчас не заходите, доступ к нему мы тоже заблокировали в целях безопасности.

— Что?! Заменить компьютер? (Удивительно, но в этот момент я не почуял подвоха, списав все на недалекость конкретного безопасника.)

— Я имел в виду переустановить операционную систему, так как злоумышленники получили к ней доступ.

— …

— Будем отменять платеж на 42 тыс.?

— Да, давайте отменим.

— Хорошо, я запускаю процесс отмены. Смотрите, вам сейчас придет шестизначный код — мне его говорить не надо, для вашей же безопасности, я сейчас запущу автоматическую службу, вы следуйте ее указаниям и когда она запросит, в тоновом режиме введите 6 цифр. (И вот тут я вспомнил самое главное правило, которое ты буквально вдолбил мне в голову. Я совершаю любые операции со счетом, картами, переводами и т. д., только когда сам звоню в банк. Если мне звонят из банка, то я всегда перезваниваю сам.)

— Я хотел бы убедиться, что действительно разговариваю с сотрудником банка, давайте я сам перезвоню.

— В смысле, «что вы действительно разговариваете с сотрудником банка», а с кем еще?

— Давайте я перезвоню.

— Если вы перезвоните, то вас соединят с менеджером, а мы из службы безопасности.

— Ну так менеджер тоже сможет отменить эту операцию.

— Мы сейчас волнуемся о ваших деньгах — мы отследили сомнительный платеж, заморозили его на 10 минут и хотим отменить. Пока мы с вами разговариваем уже 5 минут прошло.

— Я все понимаю, здорово, что вы все это сделали, но я все же хотел бы убедиться….

— Я вам звоню с номера банка, он у вас на карте написан, а вы мне не верите. Ну какие вам еще нужны доказательства, что я из банка?

— У меня на карте такого номер а нет.

— Так у вас премиальная карта?

— Да.

— А, понятно, там другой номер. Хотите, я перезвоню и будет номер, который у вас на карте?

— Нет, я хочу сам перезвонить.

— Ну я же вам звоню с номера банка, что же вам еще надо? (Тут в голосе собеседника начинают проступать нотки отчаянья.)

— Знаете, сейчас такие технологии, что можно сделать так, что у меня высветится вообще любой номер.

— Ой, ну что вы такое говорите!

— В общем, я перезвоню.

— Понятно, вы отказываетесь. Тогда подтверждаю операцию и мы переводим 42 тыс. (Я пытался крикнуть в трубку, что «Я не отказываюсь!», но собеседник бросил трубку.)

— И чем кончилось?

— Я перезвонил в банк, там сказали что их служба безопасности так себя не ведет и что я, безусловно, прав. Это просто развод.

— Молодец, Заяц! Давай-ка посидим да бахнем по рюмке чего-то более крепкого, чем чай!

Вот так счастливо закончилась эта история. А вы готовы к таким звонкам? Точно?

Alt text

Где кванты и ИИ становятся искусством?

На перекрестке науки и фантазии — наш канал

Подписаться

Владимир Безмалый

О безопасности и не только