Владимир Безмалый
— Учитель, поясните мне сегодняшнюю тему, я, наверное, был невнимателен и не очень хорошо ее понял.
— Принц, это вы о свойствах информации?
— Да, учитель. Ее поясняли все же как для взрослых, потому мне непонятно почти все.
— Ну что же, давайте повторим.
Итак, какие свойства информации ты знаешь?
— Свойства? Конфиденциальность, целостность, доступность.
— Ну что же, если мы говорим о базовых свойствах, то ты, безусловно, прав. Давай рассмотрим их подробнее.
— Конфиденциальность это как секретность, верно, учитель?
— Верно, да не совсем. Но мы не будем сейчас лезть в тонкости. Смотри. Три наших провинции выходят к морю. Ежемесячно наместники провинций присылают нам данные об уловах рыбаков и ценах на рыбу. Это открытые данные?
— Не совсем, учитель. Ведь они интересуют только короля да министров финансов и экономики? Значит это будут данные для внутреннего использования.
— Верно, но ведь и для короля, и для министров важнее иметь эти данные в целом по государству, согласны?
— Да.
— Но в целом по государству эти данные уже являются секретными, верно? Ведь знание их позволяет понять, будем ли мы закупать рыбу у наших соседей, в каком количестве, а значит и понять цену, которую мы готовы заплатить, верно?
— Верно! Значит объявить всю эту информацию конфиденциальной мы не можем, ведь придется увеличивать цену на ее охрану.
— И какой из этого вывод?
— Конфиденциальность будет иметь свои степени градации.
— Верно!
— А теперь рассмотрим доступность. Отчеты тех же советников могут опоздать на несколько дней? Например, на неделю?
— Конечно. При этом никто не пострадает.
— А если твой отец получит с запозданием сведения о нападении на нашу державу?
— Это совсем плохо.
— Вот видишь, значит и степени доступности будут разными. Ну а о целостности и говорить-то нечего.
— Но ведь люди могут ошибаться, верно?
— Хорошо, что ты это понимаешь. И как быть?
— А если посадить двух человек в разные комнаты писать эти отчеты? А потом третий будет сверять эти отчеты и если цифры будут разными, то сверять с первоисточником.
— Умница! Именно так и нужно делать.
— А как быть со значимостью? Ты забыл о ней, принц. Ведь согласись, именно отталкиваясь от значимости можно понять сколько денег вы готовы вложить в обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности.
— Да, учитель, я не подумал об этом.
— А ведь ты не можешь вкладывать в обеспечение конфиденциальности 10 000 золотых, если сама информация стоит 5 000. Это ж полная глупость!
— Вы правы.
— А если вспомнить еще и о том, что нужно всегда помнить, кто именно составлял тот или иной документ. Ведь всегда может произойти вариант, когда от неправильно составленного документа все хотят отказаться. А кто гарантирует что этот документ никто в процессе доставки не изменил?
— В таком случае нам нужно гарантировать неотказуемость.
— Да. Но это тема отдельного разговора.
— Спасибо, учитель! Вы мне пояснили тему.
— Ничего страшного, приходи если чего-то не поймешь!
А вам теперь понятнее? Надеюсь, вы тоже сумели понять, что такое свойства информации.