3 Декабря, 2018

Сказки о безопасности: Заройте ваши денежки!

Владимир Безмалый

В эту пятницу, как обычно, сотрудники департамента информационной безопасности собрались в конференц-зале на мероприятие, которое Иоганн называл «пятничное чаепитие с ватрушками», а его сотрудники называли «пятничная учеба» или «Клуб знатоков».

Слово попросила Соня.

— Добрый день, коллеги! В ходе обзора прессы я заметила весьма насторожившие меня новости. Несмотря на то, что каждый кто хоть раз за последние пару лет запускал бесплатную игру на смартфоне, компьютере или приставке, сталкивался с микротранзакциями. Это бизнес-модель, в рамках которой игры предлагают за реальные деньги дополнительные «жизни», уникальные скины, необходимые ресурсы и другой контент. Для многих микроплатежи не проблема — они хоть и навязчивые, но их можно игнорировать.

— Безусловно, все мы видели это, но что вас настораживает, Соня?

— Меня настораживает то, что все чаще люди делают покупки, не думая о последствиях. Так, в провинции N 10-летний мальчик взял кредитную карту 46-летней мамы-инвалида и потратил накопленные ею деньги в игре для Xbox.

А в августе 38-летний библиотекарь из Форт-Логан сел на 30 суток в тюрьму за то, что спустил 89 000 долларов со счёта государственного учреждения на мобильную стратегию.

— Погодите, Соня, но ведь подобные инциденты не носят массового характера, и в каждом есть частности — нельзя винить только студии, сделавшие игры.

— Да, но тем не менее императорская торговая комиссия заявила, что обеспокоена манипулятивным маркетингом в приложениях.Особенно в детских. Предлагаю провести расследование, чтобы понять, стоит ли защищать детей от хитрых инструментов монетизации.

— Тема весьма интересна, но ты ж знаешь, Соня, что у нас весьма простой подход к таким проблемам. Кто инициировал задачу, тот ее и выполняет! Таким образом, предлагаю стать тебе руководителем группы по проведению расследования. В помощь тебе идут Татьяна и Питер. Через две недели предлагаю вам доложить о результатах, а затем мы примем решение, продолжать исследование или нет. Предлагаю основываться на поведенческой экономике — категории исследований, которые изучают психологию покупателя и ищут в ней уязвимости, позволяющие продать побольше и подороже.

Прошло две недели. И снова пятница.

— Соня, вам есть что рассказать?

— Безусловно! Особенно хочу отметить Татьяну и ее младшего брата, студента первого курса нашей Академии. Именно он исследовал игрушки.

В первую очередь хотелось бы рассказать о так называемом «эффекте приманки».

— Интересное название! А что это?

— Иоганн, как давно вы были в кинотеатре? Вы любите попкорн?

— Был недавно, а вот к попкорну равнодушен. Думаю, что тут многие его любят. А причем тут это?

— С этим приёмом многие сталкиваются каждый поход в кино. Мы всегда выбираем объём попкорна из трёх вариантов:маленького ведра, среднего и большого. У среднего и большого, как правило,разрыв в цене не такой сильный, как у среднего и маленького. Потому что средний вариант — отвлекающий. Его специально добавили, чтобы, прикинув разницу в цене и объёме, вы выбрали большое ведро. «Маленького ведра мало, среднего достаточно, но оно не сильно дешевле большого. Беру большое», — примерно так думает большинство.

Вот типичный пример. В игре FV при переходе в магазин сначала открывается вкладка «Популярные предложения» с тремя вариантами. При этом есть кнопка «Все предложения», которая показывает полную версию магазина с шестью предметами. Когда вариантов больше, приманка работает менее эффективно, поскольку у пользователя может случиться так называемый «паралич выбора». Игрок начнёт долго думать над покупкой, есть риск, что он откажется от неё вообще. Также важно отметить, что приманка не всегда работает в пользу самого дорогого предложения.

— Но ведь это не одна такая технология?

— Нет конечно! Другим мотиватором, перенятым разработчиками из традиционной торговли, являются пробники. В магазинах они работают просто: съели кусочек колбасы — у вас разыгрался аппетит, купили целый батон. В играх приём реализован хитрее. Например, в головоломке PRS сложные эпизоды можно пройти, используя бонусы —»ракету» и «бомбу». Первый расчищает поле в одну линию,второй уничтожает блоки вокруг себя. Оба варианта бесплатные, но их не всегда достаточно для победы. На первых порах после проигрыша вам предлагают купить только дополнительные ходы. Но на поздних этапах игра подсовывает не ходы, а»мегаракеты» и «мегабомбы» — улучшенные версии бесплатных бонусов. Игрок сталкивается с сильным искушением, поскольку он привык пользоваться аналогичными средствами бесплатно.

А о других технологиях я расскажувам в следующую пятницу, если вы не против.

— Мы не против, Соня, только знаешь,сейчас это не преступление, это просто маркетинг. Сделать-то мы все равно не можем ничего. Понимаешь?