О согласиях не в письменной форме

О согласиях не в письменной форме
РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.05.2012 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего М.А.С., с участием прокурора Г.А.Г., при секретаре Р.М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-526/2012 по исковому заявлению Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным действий по обязанию граждан давать согласие на обработку персональных данных,


name="cutid1">
УСТАНОВИЛ:

Сысертский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным действий по обязанию граждан давать согласие на обработку персональных данных, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что в ходе проверки установлено, что Администрацией Сысертского городского округа разработана форма заявления граждан, обратившихся с каким-либо вопросом (предложение, заявление, жалоба и т.п.), в которой предусмотрено согласие субъекта персональных данных в письменной форме на обработку персональных данных. Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Администрацию Сысертского городского округа с письменным заявлением, начальником административно-организационного отдела Администрации Сысертского городского округа ФИО4 разъяснен порядок приема заявления в Администрации Сысертского городского округа, в котором необходимо дать согласие на обработку персональных данных. ФИО3 согласие на обработку её персональных данных давать отказалась, поэтому в принятии обращения ей было отказано.

Статьей 1 Федерального закона № 59 - ФЗ от 02.05.2011 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с ч. 4 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ОЗ «О персональных данных», обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.

Письменное согласие на обработку персональных данных должно быть получено в случаях: обработки специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни; обработки сведений, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные); трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных. В других случаях согласие субъекта на обработку его персональных данных может быть выражено в иной форме (в устной форме, в форме конклюдентных действий и т.д.).

Таким образом, требование Администрации Сысертского городского округа об обязательной даче согласия на обработку персональных данных при обращении граждан в органы местного самоуправления, за исключением отдельных случаев предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», является незаконным и нарушает права граждан связанные с реализацией закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в органы местного самоуправления.

Кроме того, 02.02.2012 заместителем Сысертского межрайонного прокурора в адрес Главы Сысертского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации. Но по настоящее время требование заместителем Сысертского межрайонного прокурора устранить указанные в представлении нарушения, не исполнено.

В судебном заседании помощник Сысертского межрайонного прокурора Г.А.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил признать незаконными действия (требования) Администрации Сысертского городского округа по обязанию граждан (заявителей) давать согласие на обработку персональных данных при обращении в Администрацию Сысертского городского округа, за исключением отдельных
случаев, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 11, п. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и обязать Администрацию Сысертского городского округа устранить нарушения указанные в исковом заявлении и прекратить необоснованные требования о даче согласия на обработку персональных данных при обращении граждан в Администрацию Сысертского городского округа, за исключением отдельных случаев, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 11, п. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, из представленного отзыва следует, что с исковыми требованиями Сысертского межрайонного прокурора они не согласны. Сысертским межрайонным прокурором в Администрацию Сысертского городского округа 09.12.2011 внесено представление об устранении нарушений законодательства в области обработки персональных данных, в частности указано на необходимость получения оператором письменного согласия субъектов персональных данных на их обработку. К ответу на представление Администрацией Сысертского городского округа в адрес Сысертской межрайонной прокуратуры приложены разработанные бланки заявлений, жалоб, обращений, в которых предусмотрена письменная дача согласия заявителя на обработку его персональных данных. В иске нет подтверждения отказа ФИО3 в принятии заявления. Дело об административном правонарушении в отношении Администрации Сысертского городского округа по факту нарушения законодательства об обращениях граждан прекращено мировым судьёй судебного участка №2 Сысертского района.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» субъект (носитель) персональных данных - обязан дать согласие на обработку персональных данных оператору, обрабатывающему персональные данные. ФИО12 отказалась давать согласие на обработку персональных данных и не оставив заявление, ушла и обратилась с жалобой в Сысертскую межрайонную прокуратуру.

На все поданные лично и направленные по почте обращения ФИО3 Администрацией Сысертского городского округа даются своевременные письменные ответы.

Необоснованны заявления Сысертского межрайонного прокурора о том, что кроме случаев, предусмотренных п.1 ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 11, п. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» не нужно брать согласие на обработку персональных данных. Статья 9 Федерального закона № 152-ФЗ говорит о том, что согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, Администрацией Сысертского городского округа должно быть подтверждено получение согласия на обработку персональных данных (в случаях, когда получение согласия необходимо) в устной форме или форме конклюдентных действий. В настоящее время обязательное письменное согласие на обработку персональных данных получается органом местного самоуправления в случаях, прямо установленных статьями 10, 11, 12, 16 Федерального закона № 152-ФЗ. Не является нарушением получение письменного согласия на обработку персональных данных в тех случаях, когда получение такого согласия необходимо, но при этом законом не конкретизирована форма получения согласия, т.к. ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ позволяет получать в любой позволяющей форме подтвердить факт его получения, а значит, в том числе и в письменной.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области в судебное заседание не явился, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Из представленного отзыва следует, что в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение гражданина в государственные органы и органы местного самоуправления подлежит особому порядку учета, регистрации и рассмотрения. Закон устанавливает обязанность гражданина указать в обращении свои персональные данные, в частности фамилию, имя, отчество, почтовый адрес. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Администрация Сысертского городского округа осуществляет деятельность по рассмотрению поступивших обращений граждан в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», устанавливающего функции, полномочия и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц при поступлении обращения гражданина.

Исходя из положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», наличие у оператора - Администрации Сысертского городского округа письменного обращения гражданина зарегистрированного в особом порядке является выражением согласия субъекта на обработку его персональных данных.

Ссылка Администрации Сысертского городского округа на Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в части получения письменного согласия, по мнению Управления, является несостоятельной, так как гражданин сам обратился к Администрации с письменным заявлением, следовательно, предполагал возможность раскрытия перед Администрацией Сысертского городского округа его персональных данных, необходимых и достаточных для объективного, полного и всестороннего рассмотрения обращения гражданина.

Учитывая вышеизложенное, действия (требования) Администрации Сысертского городского округа по обязанию граждан (заявителей) давать согласие на обработку персональных данных при обращении в Администрацию Сысертского городского округа по мнению Управления Роскомнадзора неправомерны. Таким образом, исковые требования Сысертского межрайонного прокурора являются обоснованными, законными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных; Обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных; Распространение персональных данных - действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом. Конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Как следует из п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.

При этом п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" предусмотрено, что согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку персональных данных осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

- при включении персональных данных субъекта в общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги) (ст. 8 Федерального закона «О персональных данных»);

- при обработке специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ст. 10 Федерального закона «О персональных данных»);

- при обработке сведений, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных (ст. 11 Федерального закона «О персональных данных»);

- при трансграничной передаче персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных (ст. 12 Федерального закона «О персональных данных»);

- при принятии решения, порождающего юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных (ст. 16 Федерального закона «О персональных данных»).

В иных случаях согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

В основу принятия субъектом персональных данных решения о предоставлении их к обработке положен гражданско-правовой принцип автономии воли (ч. 1 ст. 9 ГК РФ). Принцип автономии воли подразумевает свободное и самостоятельное принятие решения, основанного исключительно на внутреннем убеждении субъекта, определяющего характер и содержание собственных действий. Согласие субъекта персональных данных на их обработку подразумевает не только свободное принятие решения на их передачу, но и согласно положениям данной статьи и свободное выражение своей воли. Волеизъявление - важный элемент согласия на обработку персональных данных, с которым, как правило, связываются юридические последствия.

Анализ Федерального закона № 152-ФЗ позволяет отметить, что внутренняя воля при передаче персональных данных оператору в целях обработки может выражаться следующими способами: прямой (непосредственный) - совершается в устной форме или письменной форме; косвенный, который имеет место в случаях, когда субъект, намеревающийся передать свои персональные данные, совершает требующиеся от него действия без предварительного уведомления оператора о своем решении (в форме конклюдентных действий).

Таким образом, субъект персональных данных свободен в выборе вариантов своего поведения, формы и целей реализации предоставленного ему права в пределах, предусмотренных действующим законодательством. Принимая самостоятельно решение, субъект персональных данных не только реализует предоставленное ему право выбора, но и одновременно приобретает риск от последствий своего решения.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в случае, если такая обработка необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами

Как следует из п. 1 ст. 2 указанного закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

В соответствии с положениями данного Закона обращение гражданина в государственные органы и органы местного самоуправления подлежит особому порядку учета, регистрации и рассмотрения. Закон устанавливает обязанность гражданина указать в обращении свои персональные данные, в частности фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес.

Кроме того, согласно ст. 9 Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что Администрацией Сысертского городского округа разработана форма заявления граждан, обратившихся с каким-либо вопросом (предложение, заявление, жалоба и т.п.), в которой предусмотрено согласие субъекта персональных данных в письменной форме на обработку персональных данных (л.д. 19). В связи с чем, гражданам для подачи предложений, заявлений, жалоб в Администрацию Сысертского городского округа приходится в обязательном порядке давать согласие на обработку персональных данных.

В судебном заседании свидетель ФИО3 пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Сысертского городского округа с заявлением, сотрудником Администрации был разъяснен порядок приема заявления, в котором должно быть отражено согласие на обработку персональных данных. Данное согласие она давать отказалась, в связи с чем, в приеме заявления ей было отказано, она вынуждена была направить заявление почтой. Данное обстоятельство также подтвердила свидетель ФИО7, которая присутствовала при этом.

Изложенные обстоятельства нашли свое отражение в постановлении мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, что является нереабилитирующим основанием прекращения производства по делу и не исключает данное доказательства из числа допустимых.

Также факт требования сотрудников Администрации по обязательной даче согласия на обработку персональных данных в судебном заседании подтвердила свидетель ФИО8, которая также обращалась в Администрацию Сысертского городского округа в апреле и мае 2012 года с заявлениями, без её подписи о согласии обработки персональных данных заявление у неё не принимали.

Указанными действиями Администрации Сысертского городского округа нарушается право граждан, закрепленное в ст. 33 Конституции Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данное нарушение является недопустимым, в связи с чем, исковые требования Сысертского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

Доводы Администрации Сысертского городского округа о необходимости получения в любой форме согласия граждан на обработку персональных данных, судом не могут приняты во внимание, поскольку законом установлен закрытый перечень случаев для получения письменного согласия. При этом получение данного согласия не может рассматриваться в качестве условия для принятия заявления, как и отказ в подписании данного согласия – основанием для отказа в принятии заявления, так как, указывая сведения, изложенные в обращении, граждане совершают действия, позволяющие подтвердить их согласию на обработку персональных данных.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействий по обязанию граждан давать согласие на обработку персональных данных, удовлетворить.

Признать незаконными действия (требования) Администрации Сысертского городского округа по обязанию граждан (заявителей) давать согласие на обработку персональных данных при обращении в Администрацию Сысертского городского округа, за исключением отдельных случаев, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 11, п. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Обязать Администрацию Сысертского городского округа прекратить необоснованные требования о даче согласия на обработку персональных данных при обращении граждан в Администрацию Сысертского городского округа, за исключением отдельных случаев, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 11, п. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд.

Судья:
name='cutid1-end'>
Alt text

Если вам нравится играть в опасную игру, присоединитесь к нам - мы научим вас правилам!

Подписаться

Toparenko

“Security is a process, not a product” /Bruce Schneier/