Об опубликовании судебных актов

Об опубликовании судебных актов

Районные суды Северной столицы размещают на своих сайтах только 32 процента решений, подлежащих опубликованию . Такие исследования сегодня представила Гильдия судебных репортеров.

По действующему уже больше года федеральному закону российские суды обязаны размещать в сети Интернет все вынесенные решения. Исключение делается только для некоторых категорий дел, связанных с брачно-семейными спорами, о половых преступлениях и т.д. Кроме того,закон обязывает удалять из публикуемых текстов персональные данные граждан, кроме фамилий и инициалов участников процесса, судей,прокуроров и пр.

Но на практике служители Фемиды требования закона выполняют лишь частично. Так, районные суды Санкт-Петербурга в первой половине этого года в установленном порядке предали гласности меньше трети (31,8 процента) решений, публикация которых на сайтах является обязательной.

Кроме того, Гильдия судебных репортеров указывает на странную политику петербургских судей по вопросу так называемого обезличивания размещаемых текстов. Например, рассматривая спор гражданина с рестораном «Макдоналдс» Невский районный суд признал персональными данными название салата («Цезарь»), а Зеленогорский суд «шифрует» названия населенных пунктов и водных объектов (ручьев), в которые осуществлялся несанкционированный сброс отходов. Очень часто из решений (в том числе Санкт-Петербургского городского суда) удаляются названия организаций, которые признаются нарушителями прав потребителей, даты, адреса государственных органов и т.д. «Есть и комичные инциденты: фамилия президента России заменялась буквой М, премьер-министра – Пи т.п.», – отмечает старшина Гильдии судебных репортеров Константин Катанян.

Имеют место и противоположные примеры. Тот же Санкт-Петербургский городской суд разместил в полный текст решения о споре женщины с клиникой, которая некачественно сделала ей пластическую операцию, сохранив как достаточно уникальную фамилию истицы, так и все интимные анатомические подробности проведенных ей медицинских процедур. С другой стороны петербуржец Эдуард Самашко потребовал скрыть его имя в тексте судебного решения, касающегося совершенного им ДТП: «Мы считаем, что в
нормативных актах правильно говорится, что в этом случае удалять фамилию и подробности спора нельзя, – заявил журналисту «Фонтанки» Константин Катанян. – Водитель стал виновником происшествия, покалечил людей, отказался возмещать вред, а теперь хочет, чтобы о проигранном им деле никто не знал?».

В направленном председателю Верховного суда России и в Совет судей РФ заявлении Гильдия судебных репортеров предлагает продолжить работу как над законом, так и регламентирующими публикацию решений подзаконными актами.

Всего за первую половину года районные суды Северной столицы вынесли более 47 тысяч решений (43 из которых подлежало опубликованию), но на сайтах было размещено меньше 14 тысяч документов.


Alt text

Домашний Wi-Fi – ваша крепость или картонный домик?

Узнайте, как построить неприступную стену

Toparenko

“Security is a process, not a product” /Bruce Schneier/