Отложенная опасность.

Отложенная опасность.
Есть мнение, что массовые убийства учащихся, произошедшие в Казани и Перми связаны лишь с социальными, культурными, образовательными, экономическими, идеологическими и управленческими причинами. Это конечно заблуждение. В частности, не всякий экономически обездоленный и страдающий от нищеты человек способен убивать невинных людей. Причина подобных убийств связана, как показывают расследования и судебная экспертиза, с психическими состояниями и нарушениями человека. Но когда происходит наложение этих двух факторов, то есть, внешне-социального и внутренне-психического, то происходит преступление.


Мне приходилось анализировать религиозно-мировоззренческий терроризм исламистов. Среди них были отборные ребята с определенными внутренними психическими характеристиками. Шахидки-смертницы были все наркоманками. Общался на этот счёт с коллегами-психологами из ФСБ на научных конференциях.


Может ли экономически обездоленный человек убивать невинных школьников и студентов?


Исторически известно, что обездоленный человек способен убивать классового врага или покушаться на представителей власти.
Солдат доведенный дедовщиной может убивать своих угнетателей. Это сравнительно адекватная реакция, порой, не связанная с психическими нарушениями. Но если солдату вздумается убивать из-за своих страданий от дедовщины, детей из рядом стоящего военного гарнизона, родители которых не имеют никакого отношения к армии, то это уже нечто иное и связано с психическими нарушениями солдата.


Если социальные, культурные, образовательные, экономические, идеологические, управленческие проблемы приводят к психическим нарушениям граждан нашей страны, то это нужно исследовать.
При этом, необходимо это исследовать, учитывая мотивы преступления в совокупности с факторами психического отклонения личности.
Есть мнение, что обсуждать социальные и государственные причины этих массовых убийств невинных школьников не выгодно власти, например, в силу сохранения благоприятного имиджа регионов России. Поэтому легче свалить эту проблему на психиатров и на проблему с психическими нарушениями.


И действительно, образовательная и культурная проблема часто сводится к тому, что ученики с психическими особенностями, не имеют критического отношения к опасной информации.


Кроме того, благодаря деградации общества имеет место проблема преступной нормы в культуре и образовании. В частности, дети начинают считать нормой воровать и заниматься коррупцией и поэтому мечтают работать в тех сферах, где можно этим заниматься.


Но есть ли наведенная обществом норма убивать невинных людей?


В художественных фильмах персонажи-убийцы преимущественно убивают за что-то. За власть, за деньги и т. п. И фильмы, которые ведут к этому среди молодёжи, никакого отношения не имеют к тем, кто убивает невинных людей. Убийства за деньги или еще за что либо среди молодёжи - это иная тема!
Например, парень, убивающий конкретного человека или членов общества из-за того, что они его унижали и совершали буллинг - это иная проблема. Да и по статистике такие обиженные убийцы-мстители часто ходили к психиатрам.Об этом много фактов и публикаций.
Кстати, по пермскому массовому убийце уже есть публикации о том, что он страдал затяжным депрессивным синдромом.


Проблема культуры, образования и экономики в плане того, как это влияет на группу риска молодёжи с психическими нарушениями - это актуально! Необходимо рассматривать влияние общества и психических нарушений в совокупности.


Необходимо помнить, что фактор хронической отложенности преступного деяния и психологический перенос - основание психических нарушений по Фрейду. Эти психические нарушения могут быть на уровне невротизма и на уровне психотизма.
Чаще всего психическими больными не рождаются, а становятся. Но при этом, необходимо помнить, что есть задатки и по статистике все по разному проявляют динамику психических нарушений.В частности, экономическая обездоленность не всех ведёт к психозу. По статистике, есть группа риска, но есть такие, которые никогда в силу внешних причин не станут психозниками и не проявят благодаря этим факторам психических нарушений. Есть природный психический статус.


Тем не менее, актуально изучать то как культура, экономика и образование влияют на усугубление психических нарушений и психической деградации общества. (См.Р.Р. Гарифуллин "Концепция Российской психологической безопасности" (2000).


Если убивать невинных людей становится новым мировоззрением молодёжи, которая якобы не имеет психологических проблем и действует согласно какому-то учению, то это ужас! Но этого по моим наблюдениям пока нет.
Все массовые убийцы имели психологические и психические проблемы. Казанский массовый убийца имеет расстройства шизофренического типа. Пермский убийца - это депрессивник с маской нормальности.


И, тем не менее, звучат мнения, что тема опасности массовых убийц блокируется, так как власть мотивирована нежеланием огласки более глобальных проблем, приводящих к массовым убийствам.


Совсем недавно мне, как исследователю, удалось подслушать диалог студентов об убийствах в компьютерных играх. Это был диалог о том, как они преодолевают барьер, чтобы убить в виртуальном пространстве. Одни говорили, что не могут преодолеть этот барьер и поэтому выключают компьютер. Другие с удовольствием убивают и куражатся. Все по разному психологически реагируют. В своём диалоге они не дошли до откровенных фантазий об использовании этих игр как руководства к действиям в реальности. Это они оставили при себе. И все-таки, есть маленькая вероятность появления таких личностей из группы риска со скрытой шизофренией, депрессиями, обидами и напряжениями, которые могут снять свои напряжения с помощью убийств в реальности. Большинство молодежи по статистике насыщаются этими играми-убивалками, а потом забывают про эти игры, увлёкшись иными ценностями жизни.
При этом необходимо отметить, что эти игры не безобидны. Особенно на этапе формирования личности.
Эти игры извращают и транформируют нормы поведения детей. Это не может не оставлять след. Возможно приводит к раздвоению личности. А далее, происходит по-разному. У кого-то эта внутренняя криминальная субличность угасает, а у кого-то не дает покоя и просит выхода в реальность.


В то же время, есть исследования, согласно которым родители детей-шизофреников спасаются от их опасных деяний тем, что сажают их за компьютерные игры. Такое замещение спасает этих родителей от отложенного преступления в семье.

 (См. видеоканал "Психолог Рамиль Гарифуллин"
https://youtube.com/channel/UCTfCxnOrbb5UdV5003s7p_Q )


Доцент Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин
Alt text

Не ждите, пока хакеры вас взломают - подпишитесь на наш канал и станьте неприступной крепостью!

Подписаться