Кто распоряжается нашими психическими процессами и включает или выключает работу нашего сознания?

Кто распоряжается нашими психическими процессами и включает или выключает работу нашего сознания?
Каким образом наш центр сознания и воли, наблюдая за приходящими мыслями, даёт им оценку? Этот наш центр имеет содержание , наполненное прошлыми представлениями, благодаря которым совершается эта оценка. И мы, например, говорим себе, что к нам пришла грешная мысль. Но кто заводит эту оценку? Ведь не все же мысли, приходящие к нам, то есть, к этому центру сознания и воли, оцениваются этим центром? Неужели, сам этот центр, благодаря своему содержанию, сам себя заводит и даёт оценку свалившимся к нему на обозрение мыслям? Или подключаются некие бессознательные процессы, находящиеся вне центра сознания и воли?

Ранее, мною было показано, что процесс работы центра сознания и воли, это процесс возникновения мысли о мысле, то есть, результат оценки свалившейся из подсознания мысли, которая, в конце концов, есть мысль об этой свалившейся мысли. Сознание - это всегда мысли о мыслях. Сами по себе мысли к сознанию отношения не имеют и приходят к нам бессознательно. Но тогда , когда мы мыслим о мыслях, то есть, оцениваем их, а потом, на основании этой оценки соединяем их с другой оцененной мыслью, то возникает сознательный процесс. Это сознательное мышление. С другой стороны, мышление может быть бессознательным и надсознательным ( интуиция). То есть, оно может быть без оценок мыслей - это бессознательное мышление. Такое мышление может быть даже у людей на ранних этапах развития и даже у некоторых животных, проявляющих интеллект. Мышление может быть сознательным, о котором мы говорили выше. Такому мышлению характерна  оценка каждой мысли, то есть, возникновение мысли об этой мысли, как рефлексия.

Таким образом, центр сознания и воли - это нечто, что мы называем Я и отождествляем с этим центром самих себя. Это Я имеет свое содержание, которое сравнивается и взаимодействует с содержанием мыслей, пришедших из подсознания. И ещё предстоит исследовать то, насколько процесс этого сравнения и взаимодействия связан с самим Я или связан с некими механизмами, находящимися вне Я.

Тогда, когда мысли , пришедшие к нам, никак не оцениваются нами и не осознаются, наше Я почему-то дремлет? Или это дремлет наше бессознательное? Кто распоряжается нашими психическими процессами и включает или выключает работу нашего сознания? В любом случае, мы не являемся полными управленцами нашими психическими процессами, в частности, процесса включения сознания? Иначе бы мы могли планировать и прогнозировать мысли, которые к нам придут, а также то, что мы может сотворить в будущем.
Вероятнее всего, роль сознания в этих процессах ограничена, но при этом, нам дана прекрасная и утешающая иллюзия , что мы сами свободно можем выбирать и направлять мыслительные процессы.

(см. Р. Р. Гарифуллин, Я и прото-Я. Философско-психологические основы рефлексии: https://psyfactor.org/lib/garifullin-kniga-kogito.htm)

Доцент Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин
Alt text

Баги в софте могут влиять на судьбы заключенных в тюрьмах, недобросовестные полицейские находят слабые места в копирайт-защите соцсетей. Смотрите новый выпуск на нашем Yotube канале