Международный форум по педагогическому образованию (vIFTE-2020) о проблемах дистанционного образования в мире.

Международный форум по педагогическому образованию (vIFTE-2020) о проблемах дистанционного образования в мире.
В Казани успешно прошёл  Шестой Международный  Форум по Педагогическому  образованию (vIFTE-2020). На этот раз он проходил   в режиме онлайн. Форум оказался вполне адекватным  реалиям и большинство проблем, которые обсуждались на нем  связаны были  с онлайн-образованием, его недостатками и преимуществами. Сами участники этого форума на себе испытывали  эти нюансы диалога в онлайн.   По сути своей, форум стал лабораторией,  в которой в режиме онлайн обсуждались  проблемы дистанционного  образования  и иные  научно-педагогические проблемы.  Вот такая саморефлексия была  в режиме «здесь и сейчас».
Необходимо признать, что педагогический форум  этого года   превратился в реальную  мировую интернет-лабораторию с большим  количеством посещающих. Посещаемость  форума была м высокая. Его посетило  более 10 тысяч человек.

Особое внимание я обратил на видеоконференцию Директор Института психологии и образования Казанского федерального университета Айдара  Калимуллина, которая прошла  в рамках этого уже Шестого международного форума по педагогическому образованию. Он обратился к  ученым и педагогам всего мира с вопросами  о  трудностях, с которыми   столкнулись родители, ученики и учителя в связи с переходом на дистанционное образование.  Кроме того, участникам видеоконференции был задан вопрос  об уроках и итогах, которые  можно извлечь уже из небольшого опыта педагогов всего мира, занимавшихся    дистанционным  образованием.  Далее был задан  актуальный вопрос о том, как можно изменить программы подготовки наших учителей  для того, чтобы они были готовы преподавать в самых разных условиях?

Первым взял слово Тимирхан АЛИШЕВ,   проректор по внешним связям Казанского федерального университета. Он отметил, что практически 80 процентов обучающихся всего мира перешло в режим дистанционного образования и выделил проблему дистанционного образования, когда   имеют место несколько  детей в семье.  Алишев обратил внимание на проблему инфраструктуры  обучения на дистанционном образовании и  неравные технические условия в различных семьях.  
Им было отмечено, что не все педагоги были готовы к дистанционному формату, но при этом оно  в марте стало массовым. Уже в  марте и начале апреля  появились эти  технические средства, а с  конца апреля эти  технические проблемы были ликвидированы. После преодоления этого первого этапа,  появились уже педагогические  и методологические  проблемы. Алишев уделил внимание проблеме дизайна  курсов дистанционного образования, проблеме нового  формата  оценивания учащихся, проблеме  вовлечения в учебу, и наконец, проблеме  самостоятельной  работы учащихся.
Согласно Тимирхану Алишеву, остро встала проблема цифровой дидактики и необходимость  трансформации  образовательных программ. Он отметил, что необходим более   глубокий подход и  интеграция. Необходимо использование технологий и новых образовательных платформ   для более эффективного обучения.  При этом было выявлено, что  школы  в марте не увидели единой платформы. Ученики адаптировались в дистанционному образованию, но им не хватает контакта между собой и живого общения с педагогом.
В заключении данный участник видеоконференции сделал вывод, что, школьники отрицательно относятся к полной замене образования на дистанционное, но при этом   Мир и школа не станут прежними. Школы уже никогда не  вернутся к традиционному формату.


Далее видеоконференцию продолжил Мурат Чошанов, профессор Техасского университета в Эль Пасо. Он свое выступление начал с тезиса о том, что ситуация с дистанционным образованием была чрезвычайной и не было  особого выбора.  Выступающий сразу же  выделил проблему  сохранения качества образования.  В школах США  отказались от стандартизированного и нестандартизированного  тестирования из-за качества создавшихся условий. Вторая проблема -  перенос акцента с информационно-организационных   функций в работе учителя на конструктивно-проектировочный. Информационно-организационная функция всегда будет доминирующей  при традиционной дидактике. Актуальность уходит. И на смену классно-урочной системе  приходит  цифровая обучающая среда, в которой доминирует конструктивно-проектировочная функция учителя и преподавателя.
Резко возросла проблема индивидуальной  самостоятельной  работы. В школах США скептически относились к домашним заданиям. В школах США это  недооценивают. Учителя и преподаватели  не были готовы к смене парадигмы. Чошанов сделал вывод, что в  дистанционном образовании  доминирующим  становится учение. Преподавание как бы уходит в тень. Учитель должен научиться проектировать эффективную обучающую среду.  Каждый вызов это одновременно и возможности.

Затем взяла слово Мария Жигалова, профессор Брестского государственного технического университета.  Согласно её точки зрения, ситуация с дистанционным образованием  лишь дополнила новые формы образования, оставив старые.  Возросла  нагрузка учителей. Обострилась проблема обратной связи. Задание стали  выполняться  без присутствия преподавателя.  Возникла проблема контроля самостоятельного  выполнения тестов. Дистанционное образование должно быть,  но оно никогда не заменит  живого  общения педагога и ученика.

Следующий участник видеоконференции Людмила Бежкнару , доцент кафедры Славистики Ясского университета "Ал. И. Куза" начала свое выступление с девиза : «Изменчивость. Динамизм. Новизна». Затем она отметила, что педагоги из  воспитателей  превратились в онлайн-преподавателей.
Выступающая вполне объективно дала оценку онлайн-образованию в Румынии, которая  близка к любительской.  Это мнение  разделяют практически все родители   и учителя.  Она вспомнила, что Министерство образования  предлагает свою платформу, но она перегружена. А для учителей возросла  нагрузка реально в два раза. Наладит дистанционную  связь удалось с трудом, хотя были инструкции. Большинство педагогов  не владеют навыками дистанционного обучения. У многих университетов нет своей цифровой платформы. Учиться и учить стало сложнее, причем несмотря на вебинары и видеоконференции.  Государство должно обеспечить техническими средствами.

Мирослав Прохазка, профессор Южночешского университета также отметил недостаток подключения к дистанционному образованию. Он говорил о низкой  мотивации  студентов и родителей.  О том, как много времени теперь у родителей уходит  на детей. Говорил о проблеме  социального дефицита, о различном  социокультурном  капитале.  Чешские педагоги  не были готовы. Порой, учителя и родители встречались перед школой и передавали  задания. Профессор отметил, что имеет место низкая мотивация учащихся к дистанционному образованию.


Юлия Койнова-Цельнер , профессор Технического университета Дрездена назвала дистанционное образование консервами, а консервы, как известно хороши только во время войны и  в походе.    Иными словами, цифровое образование никогда не заменит и не  обогатит  процесс предметных знаний. В нем имеет место сужение диалога и нет обратной связи. При этом, дистанционное образование позволяет избежать застой в сфере образования.  Профессор посоветовала избегать смешения  ролей родителей и профессионального учителя.  Помочь прояснить роль родителей - вот задача учителя на дистанционном обучении.  При этом, не стоит сваливать ответственность только на родителей  или только на учителей. Имеет место важность оперативного сотрудничества учителей и родителей. Кооперативное сотрудничество также необходимо и с коллегами.


Бончо Господинов , профессор Софийского университета имени Святого Климента Охридского беспокоился о том, что не хватало единой централизованной функционирующей системы образования  , а также достаточной квалификации педагогов к такой работе. Более 65 процентов преподавателей старше 45 лет и у них не было опыта работы с информационными технологиями.
Дарья Ханолайнен , исследователь, университет Ювяскюля рассказала о том, что в Финляндии будет внедряться гибридная модель. Режим тестирования уже  идёт для нового учебного года. Провалов не было. Основной урок будет извлекаться летом.
Уланбек Мамбетакунов - вице-президент Кыргызской академии образования при министерстве образования и науки Кыргызской Республики рассказал о том,  что  в Киргизии уже второй  год идёт цифровизация образования, но при этом не хватает технических средств для учеников.  


В заключении ведущий видеоконференции директор Института психологии и образования Казанского федерального университета Айдар Калимуллин отметил, что всех  сближает общая проблема. Это то, что учителя не готовы в  полном объеме, но при этом все сходятся во мнении,  что это вынужденная мера. Педагоги мира только начали накапливать опыт в сфере дистанционного образования. Имеет место мировое  неравенство  в сфере дистанционного  образования. В некоторых странах  были фонды для поддержки дистанционного образования. Мы должны признать, что учителя осваивали для себя новые технологии.   Учителя были современными  героями, наравне  с  врачами, борящимися   с ковидом. Ведущий отметил, что понимание необходимости модернизации есть во всех странах и  ожидается  серьезная трансформация  образования во всем мире.  Профессором Айдаром Калимуллиным было отмечено, что необходимы изменения программы подготовки учителей связанных, в связи с усилением актуальности дистанционного образования. И особое внимание должно быть уделено психологической  подготовки педагогов, чтобы дистанционное образование не оказывало вреда.  





Необходимо признать, что внедрение дистанционного образования как индикатор оголило все проблемы образования в мире. Эти проблемы образования, стали теперь  видны как под увеличительным стеклом и видны всем родителям. Хочется верить, что образование в мире, благодаря внедрению дистанционной формы обучения, станет основным условием его  развития и совершенствования.


Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ , кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин
Alt text

Устали от того, что Интернет знает о вас все?

Присоединяйтесь к нам и станьте невидимыми!