ПСИХОЛОГИЯ ДЕЗИНФОРМАЦИИ И СЛУХОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЗИНФОРМАЦИИ И СЛУХОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА.

В российском социуме и СМИ прозвучал призыв к борьбе с дезинформацией и слухами о коронавирусе. Оно и понятно, ведь именно дезинформация и слухи являются ключевыми причинами усиления инфодемии о коронавирусе. Кроме того, оно связано с тем, слухи и дезинформация , благодаря Интернету имеют самую мощную динамику распространения, которой никогда не было в истории человечества.

Что необходимо знать для того, чтобы эта борьба с дезинформацией и коронавирусом была эффективной. Приведу в качестве ликбеза некоторые выдержки из своих книг "Энциклопедия блефа" ( 1995) и " Психология блефа, иллюзий и манипуляций" ( 2004) :

1. Слухи бывают искусственными и естественными. Последние делятся на объективно и субъективно-обусловленные.

Объективно-обусловленный слух имеет под собой явную причину. Часто эти слухи превращаются в реальность. У такого слуха есть свой источник выхода, и он только один.

Субъективно-обусловленный слух чаще всего является массовым ожиданием, желаемой иллюзией и подсознательно организуется всем обществом, т. е. этот слух возникает по системе цепной реакции: сначала в одном месте, а потом лавинообразно в других. Иными словами, в этом случае существует множество источников выхода слухов.

Искусственный слух организуется отдельными заинтересованными в нем людьми, и в дальнейшем он подчиняется тем же законам, что и объективно-обусловленный слух.

2. Теория слухов и уток занимает особое место в теории информаций и называется теорией дезинформаций.

В системе безопасности политических лидеров есть специальные службы дезинформации, которые могут, с одной стороны, заниматься политической, а с другой, подрывной деятельностью.

Служба дезинформации — это служба мудро работающая со средствами массовой информации всеми дозволенными и недозволенными приемами. Приведем лишь некоторые выводы, которые вытекают из разработанной автором теории дезинформационных взаимодействий, полученной на основе большого практического материала:

а) Дезинформация преобразуется в общественное информационное поле (т. е. искусственный слух), если она соответствует подсознательным желаниям общества.

б) Если дезинформационное поле (слух) станет популярным, то даже сильная, хорошо разрекламированная объективная информация не способна уменьшить его влияние на общество. В данном случае сила дезинформационного поля намного сильнее информационного поля.

в) Существует минимальное время после выхода дезинформационного пучка (утки) в течение которого можно сбить распространение дезинформации. Если это время упущено, то даже сильные аргументированные опровержения не способны ликвидировать последствия распространения дезинформации (слухов или уток).

г) Существуют такие формы и типы искусственных слухов, которые могут из дезинформационного поля преобразоваться в реальность. (Иными словами, дезинформация может воплощаться в жизнь).

д) История общества — это история широкого применения дезинформационных приемов политическими лидерами всех времен и народов.

к) Чем сложнее и недоступнее по форме и содержанию дезинформация, тем слабее ее дезинформационное поле и меньше скорость распространения.


Доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ , кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин
Alt text

Не ждите, пока хакеры вас взломают - подпишитесь на наш канал и станьте неприступной крепостью!

Подписаться