23 Июня, 2019

Статья журналиста газеты "Отражение" Фархада Гафарова о художественном фильме " Режиссер мозга"

Рамиль Гарифуллин
Шоковая «кино-терапия» Рамиля Гарифуллина
Автор: Фархад Гафаров
В 2015-ом в Казани выш ел неординарный художественный фильм «Режиссер мозга», посвященный необычной теме судебной психиатрии: создателем полнометражной картины выступил известный казанский психолог и кинематографист Рамиль Гарифуллин, который использовал в фильме приемы психотехнологии нейролингвистического программирования. Психолог утверждает, что с помощью этого фильма возможно лечить «взяткоманию» и избавлять от прочих финансовых зависимостей наших высокопоставленных чиновников!..
«Режиссер мозга» представляет собой кино нового жанра: смесью трагифарса, псевдодокументалистики и философской камерной драмы. Рамиль Гарифуллин выступил не только в роли режиссера, но и как продюсер, сценарист, а также исполнитель главной роли – профессора судебной психиатрии. Другую главную роль сыграла Эндже Гарифуллина – дочь режиссера. Все это не случайно, ведь Рамиль Гарифуллин – сын известного татарского артиста и фокусника Рамзи Гарифуллина. Фильм, кстати, дебютным не является: на счету Рамиля Рамзиевича несколько собственных фильмов («Последнее кольцо» (2002), «Подушечка» (2002) и др.) и несколько участий в чужих («Неотложка», «Звезда эпохи» и пр.).
Сюжет картины повествует о шести днях из жизни судебного психиатра, который выносит своеобразный «вердикт» обвиняемому: «вменяем или невменяем», в зависимости от чего становится понятно – «косит» нарушитель закона, либо действительно является душевнобольным. Для этого профессор прибегает к специфическим приемам: маскируется под больного и «внедряется» в палату, где проводит «шоковую терапию», вынуждая пациентов копаться в собственном обнаженном «мозге» чайной ложкой!..
Правда, как оказалось, фантастикой является не только «копание в мозге», но и сама практика «врача под прикрытием»: «Это моя выдумка. Но иногда психиатры не одевают белого халата, и это условие, которое может позволить понаблюдать за симулянтом психического заболевания», – пояснил нашей газете режиссер. С другим больным доктор выпивает коньяк, а затем показывает ему фокусы «в ответ» на его «фокусы» – такая практика у психологов действительно имеет место быть: «Многие психбольные специфически реагируют на фокусы и юмор. Это хороший тест!..»
Когда маскировочный образ изживает себя, приходится придумывать нового «душевнобольного»... В центре сюжета несколько пациентов: «Хакер» – молодой «ботаник», взломавший банковскую систему и просадивший
украденные деньги в тотализаторе; «Эйзенштейн» – безумный режиссер-документалист, решивший прославиться фильмами об эвтаназии, которую он сам же проводил для желающих; «Гармонист» – чиновник-взяточник, который брал «откаты за кинопрокаты»...
Фильм является, в некоторой степени, риторическим монологом главного героя, который философски рассуждает о сущности мышления, мотиваций и, в целом, бытия человека, о том, какую роль в современном мире играют деньги и слава, о различных зависимостях человека, как о корне всех пороков... Сам Гарифуллин утверждает, что при создании сценария шел по пути легендарного Данелии – вынашивал сюжет несколько лет, компилируя его из различных наработанных за это время этюдов...
Однако к реальной практике казанского психолога, как можно было подумать, сюжетные эпизоды отношения не имеют: «Сюжет вымышлен. Сценарий писал, изучив работу судебных психиатров. Он никакого отношения к моей практике не имеет, но мои размышления воплотились в этот продукт художественного творчества», – признался Рамиль Гарифуллин нашему корреспонденту.
Каждый из персонажей является своеобразной ипостасью сценариста и режиссера картины, об этом Рамиль Рамзиевич говорит и сам: «В фильме представлено мое мировоззрение, разлитое по героям. Моя боль за то, что происходит в современном обществе: россияне погрузились в долговое рабство, набрали кредитов, страдают кредитной зависимостью, а некоторые – «взяткоманией». Фильм о проблемах, возникших в связи с тем, что нас подсадили на доллар, на доступные кредиты...»
Гарифуллин сыграл в фильме профессора, замаскированные образы больных по кличке «Режиссер» и «Пионер», озвучил радиоведущего, а также исполнил роль загадочного автомобилиста, который звонил главному герою по мобильному телефону и передавал стихотворные послания...
Стоит отметить, что фильм действительно грамотно воздействует на зрителя с помощью различных режиссерских приемов, заставляя задуматься над проблемой финансовых зависимостей, в которых погряз каждый из нас. Картина шокирует зрителя, но шоковый эффект заключается не столько в шокирующих кадрах, сколько в раскрывающих глаза диалогах. Благодаря псевдодокументальной манере повествования и брутальности мотиваций персонажей, этот фильм, по словам Гарифуллина, даже сравнивали с андерграундным фильмом «Зеленый слоник», где сыграли экстрасенс Сергей Пахомов и известный актер Владимир Епифанцев.
Однако сам режиссер считает сравнение неуместным. Тем не менее, в воздействие на психику человека путем различных технологий или с помощью компьютера Гарифуллин верит больше своих героев: «Программирование мозга через компьютер будет. Об этом отсылаю к своим статьям о нанопсихологии. Нанопсихология, как наука, была обоснована мною...»
Психолог утверждает, что для съемок фильма даже специально изучал настоящий... человеческий мозг: «Специально был на операции. Мозг действительно движется, дышит, это удивительно! Источником напряжения всего фильма становится живой человеческий мозг, на фоне которого диалоги героев приобретают особый смысл...»
Конечно, «Режиссер мозга» является в высокой мере постмодернистским произведением, которое оперирует отсылками, ассоциациями и символизмом. Некоторые критики заметили в картине библейские
мотивы, виды «концлагеря», отсылки к философии Сартра, Ницше... А хомячка, который должен был «выгрызть» коррупцию из мозга главного героя, сравнивали... с Алексеем Навальным!.. Кроме того, фильм поднимает проблемы российского кинематографа, который погряз в «откатах» и неумелой коммерциализации. Эти проблемы воплощают трое героев: «Эйзенштейн», «Гармонист» и «Режиссер», три символа современного российского кино. Первый стремиться прославиться, разбогатеть и «нравиться женщинам» за счет безвкусных, но интересных публике фильмов о реальной смерти людей, а второй «подсел» на «откаты» за счет кинематографа. Объединяет их «режиссер мозга», безумный «гений» и философ, грезящий о светлом будущем, в котором фильмы будут извлекаться напрямую из мозга творца... «Режиссер» – символ всего культурного общества в целом, которое верит в иллюзию, но неспособно на реальные действия и поступки...
Между тем, Рамиль Рамзиевич намерен устроить показы фильма депутатам Госдумы для... профилактики взяточничества. Эту идею подхватила передача «Максимум» на телеканале НТВ, приглашавшая Рамиля Гарифуллина для эксперимента, в котором психолог должен был проверить на склонность к «взяткомании» чиновников, однако поучаствовать решился только «единоросс» Олег Савченко. Гарифуллин утверждает: власти
довольно холодно относятся к идее «кино-НЛП» против взяточничества депутатов. Режиссер картины обращался к председателю комитета по культуре Станиславу Говорухину, чтобы показать фильм в рамках показов
«Парламентского киноклуба» для депутатов, однако пока председатель писал ответ, фильм успел устареть (?!). Дело в том, что Говорухин отказался показать фильм, сославшись на то, что проводятся показы только «свежих фильмов»... Сам Гарифуллин объясняет такое поведение страхом: «Видимо, Госдума просто испугалась пройти курс шоковой терапии от взяткомании и коррупции».
Впрочем, «святую миссию» Рамиль Рамзиевич не бросает, так как считает, что зависимости и мании на данный момент являются главной проблемой в нашем обществе: «Эта проблема стала даже глобальнее, чем была. Мир стал глобально аддиктивным и страдающим зависимостями. Об этом я выступал с докладом на Бакинском гуманитарном форуме в 2012 году перед лауреатами Нобелевской премии...» – пояснил он нашей газете.
Рассуждая о том, как лечить «взяткоманию», Рамиль Гарифуллин настроен достаточно позитивно: «Для этого надо работать над тем, чтобы вместо ценности получения взяток пришли другие ценности. Чиновник может, к примеру, начать ходить в горы... Помните, депутат Сидякин отправился в Антарктиду? И это правильно – пусть депутаты лучше путешествуют», – рассуждает психолог.
Хочется логично продолжить эту мысль: может быть, теперь стоит кинематографом исправлять пороки общества? Кто знает, ведь кинофильмам психологи давно приписывают лечебные свойства: некоторые врачи, к примеру, считают, что комедии благотворно влияют на психику и на весь организм в целом – смех при просмотре повышает иммунную систему, а также избавляет от приступов аллергии. Просмотр «ужастиков», как считают специалисты, «закаляет» организм подобно купанию в проруби, социальные драмы избавляют от агрессивности, а романтические фильмы снижают артериальное давление и повышают сексуальность, согласно исследованиям специалистов Мичиганского университета.
Поэтому, будем надеяться, что наш казанский психолог еще не раз порадует нас своими фильмами, а возможно даже и создаст целый сериал, что очень бы подошло для такого загадочного жанра – может быть, это будет казанским вариантом «Доктора Хауса» или «Twin Peaks»?..