31 Мая, 2019

Согласно известным учёным мира КФУ становится центром исследования педагогического образования в мире.

Рамиль Гарифуллин
В  Казанском федеральном университете успешно проходит пятый юбилейный  международный  форум по педагогическому образованию IFTE «Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности».
Об этом во время пресс-конференции рассказали: директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин, замдиректора по международной деятельности ИПО КФУ Роза Валеева и президент Ирландской ассоциации исследований в области образования, преподаватель колледжа общественных наук и права Университета Дублина Конор Гэлвин.
В V Международном форуме по педагогическому образованию IFTE примут участие педагоги из США, Швеции, Германии, Канады, Китая, Израиля, Уганды и других стран.
«В этом году на форуме будут представлены более 500 ученых из 73 зарубежных и 160 российских университетов. Мы создаем научный мост по обмену самыми новыми решениями проблем в области подготовки учителей. То, что ученые из топовых университетов приезжают на наше мероприятие, говорит, прежде всего, о его признании, - подчеркнул в начале пресс-конференции директор ИПО КФУ Айдар Калимуллин. – Вместе с тем растет и признание самого Казанского федерального университета в области педагогического образования!»
Напомним, в 2018 году КФУ вошел в число 125 лучших университетов мира в предметной области «Образование» по версии британского издания Times Higher Education.
Далее А.Калимуллин озвучил ряд актуальных вопросов в области педагогического образования, в числе которых потребность в учителях, качество работы педагога.
«Как подготовить высококвалифицированного учителя, который бы стремился и всю дальнейшую профессиональную карьеру строил в школе – самый актуальный вопрос. Это проблема не российская, она стоит перед всем миром», - добавил он.
В свою очередь Роза Валеева рассказала об особенностях юбилейного форума. Так, в этом году состоятся не три, а четыре международные научно-практические конференции: «Непрерывное педагогическое образование: новые концепции и технологии», «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление», «Исследовательски-ориентированное педагогическое образование», «Идеи Януша Корчака в подготовке будущего учителя».
«Впервые в этом году Приволжский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проводит свой собственный симпозиум внутри нашего форума, посвященный проблемам повышения компетенций учащихся для эффективной сдачи тестов PISA (Programme for International Student Assessment)», - отметила Р.Валеева.
Принимающий участие в форуме вот уже в четвертый раз президент Ирландской ассоциации исследований в области образования, преподаватель колледжа общественных наук и права Университета Дублина Конор Гэлвин признался, что приезжая на IFTE, предпочитает узнавать, а не обучать.
В продолжение слов Розы Валеевой, К.Гэлвин отнес результаты тестирования PISA к числу современных вызовов.
«Я с уважением отношусь к Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся, но считаю, что ее результаты не показывают, что собой представляют выпускники школ с духовной точки зрения, - полагает он. – Поэтому очень важно, чтобы образование работало не только на развитие интеллекта и сознания, но и содействовало бы формированию убеждений и ценностей. Все, что происходит в Казанском федеральном университете в ходе IFTE, затрагивает именно эти вопросы».
Он также поделился своими наблюдениями, связанными с процессом присоединения к КФУ нескольких учебных заведений.
«Подобного рода опыт, который испытал Казанский федеральный университет после присоединения институтов, испытывают немногие вузы мира! Педагогическое образование, подготовка учителя очень важны, но особенно важно, насколько образование связано с теми проблемами, которые есть в школе, готовит учителей к тому, чтобы преодолевать эти проблемы. Я считаю, что Казанский университет становится центром превосходства в России в области педагогического образования. Проблемы, которые ежегодно выносятся на обсуждение в рамках форума, являются очень важными для всего мира. Речь идет об обеспечении высокого уровня образования, необходимых для реализации этой цели технологиях», - подытожил гость.
В ходе пресс-конференции директор ИПО КФУ озвучил данные исследования, согласно которому порядка 20 процентов студентов не планируют работать в школе.
«В семьях половины из этих 20 процентов есть учителя. То есть, они уже там получают негативный отклик. Наша задача – найти пути, как это диагностировать, как этому противостоять, как решать эти проблемы», - констатировал А.Калимуллин.
Далее спикеры рассуждали о бытующем мнении, что «образование – это услуга».
«Учительская профессия – это высокая миссия и призвание, которому педагог следует на протяжении всей своей жизни», - высказала свою точку зрения замдиректора по международной деятельности ИПО КФУ.
В продолжение темы Конор Гэлвин сделал ремарку, изменив понятие «услуга» на «службу» – службу во благо детей, во имя будущего.  
В рамках программы форума IFTE ученые КФУ представят презентацию межнациональной коллективной монографии Knowledge, Policy and Practice in Teacher Education: a Cross-National Study, а президент Международной ассоциации Януша Корчака вручит выдающимся деятелям в области защиты прав ребенка Орден Улыбки.
По итогам мероприятия планируется публикация сборника материалов. Напомним, что материалы  II,  III, IV международных форумов по педагогическому образованию были опубликованы в журнале European Proceedings of Social and Behavioral Sciences и индексированы в базе данных Web of Science.

Доцент института психологии и образования КФУ , кандидат психологических наук, заслуженный работник культуры РТ Рамиль Гарифуллин