О национальном самосознании.

О национальном самосознании.
Традиционно считается, что для  сохранения нации или народа  необходимо сохранение языка. Именно поэтому в Татарстане все силы брошены на сохранение татарского языка и спасибо Эхо Москвы за проведение курсов татарского языка в рамках своего информационного ресурса.
Недавно задался вопросом о том, насколько ключевым в сохранении народа является язык? И вот мои рассуждения на этот счёт.
Почему-то вспомнил, как мой близкий знакомый , русский по национальности,  не знающий татарского языка, вдруг  прослезился  слушая татарскую песню. Почему-то, вспомнил глаза своей матери-татарки, не знающей русского языка, которая слушая русские народные песни  тоже плакала.
Птицу делает птицей не крылья или способность летать, а дух полета... Есть птицы, которые, в силу старения или болезней ,  уже не летают, но они , не потеряв духа полета, остаются птицами.  И наоборот, есть птицы, способные летать, но не имея духа полета, они перестают быть птицами и лишь пешком "ходят по небу" без всяческого духа полета. Дух полета первичнее самого полета...
Аналогично, есть татары, которые прекрасно   знают татарский  язык, но в них может не быть  татарского духа, который вбирает в себя не только  язык.
По моим наблюдениям, человек может  мыслить и говорить  на татарском  языке,  одеваться согласно традициям татарского народа, но при этом не иметь в себе духа татарского народа. И наоборот,  по моим наблюдениям, человек может не владеть татарским языком,  не мыслить на татарском языке  , не сохранять традиции татарского народа , но при этом быть духовно представителем татарского  народа.
В психике и душе истинного  татарина  есть нечто ключевое , позволяющее быть духовным представителем татарского  народа. Этой  ключевой  структурой  является некий гомункулус татарского  духа, который вбирает в себя некую целостность духа татарского  народа, для которой, порой не обязательно , в частности, знание татарского языка  народа. Эта целостность не нарушается без знания татарского  языка, так как способна достраивать не достающее.  Это проявление феноменологии Гуссерля. Это происходит аналогично тому, как кинорежиссер может показать лес без деревьев, а , с другой стороны, плохой режиссер , снимая деревья может не показать феномена леса.  Феномен леса - это не только деревья !   Даже без деревьев целостность леса может сохраниться.  Такова феноменология Гуссерля. То же самое с феноменом татарина.
Таким образом, для сохранения феномена татарина , главное сохранить этот национальный гомункулус татарского  духа,  как Феномен, который сформирован эволюцией татарского народа.  Этот целостный  гомункулус татарского  духа  первичен по отношению к своим  вторичным составляющим , в частности, к татарскому  языку.  
По-видимому,  этот гомункулус татарского  духа, аналогичен в чем-то  бессознательным психическим программам или матрицам -  архетипам, которые являются врождёнными. Именно поэтому на земном шаре так много людей, которые владеют языками и культурами народов мира, но при этом  носят в себе не соответствующий всему этому врождённый гомункулус национального духа.  Их душа всегда тянется к другим народам. Великое счастье иметь в себе гомункулус национального духа и жить при этом с тем народом, которому соответствует  этот твой гомункулус.  Поэтому в России немало русских имеющих в своей глубине татарских дух. И , наоборот, немало татар, имеющих в своей глубине русский дух.
Главная задача для татар России осознавать и сохранять в себе гомункулус татарского духа! Разрешение этой задачи не обязательно связано только со знанием культуры и языка татарского  народа. Главное - это волевые акты этого татарского  самосознания . Основанием  татарского самосознания  является воля.  Когда нация или народ проявляют волю , то именно в этом акте он обнаруживают себя, аналогично тому, когда мы сознательно не дышим и чувствуем работу сознания, но затем, когда нет уже запасов воздуха, бессознательно начинаем вдыхать.
И лишь затем идут способы обнаружения татарского  самосознания через отношение к прошлому татарского  народа  и обнаружение гомункулуса татарского  духа, который осматривает своим взором наше мышление, язык, поведение и др.


Доцент института психологии и образования КФУ Рамиль Гарифуллин
Alt text

Если вам нравится играть в опасную игру, присоединитесь к нам - мы научим вас правилам!

Подписаться