21 Января, 2019

О психологизме математики и логики.

Рамиль Гарифуллин
Гуссерль умудрился отвязать феномены от человека,  от психологизма  и сделать эти  феномены   независимыми от человека,  как нечто объективное. Он отказался от психологизма  логики и математики, сводя психологизм лишь к субъективизму. Современный психологизм , благодаря развитию когнитивной психологии и когнитивных наук, уже давно не сводится лишь к субъективному. Следовательно , Гуссерль преодолел не психологизм в  математике и логике, а всего лишь субъективизм.  В настоящее время, согласно нашим исследованиям, психологизм включает в себя такие психологические  и психофизиологические структуры, на основании которых образуются основания логики и математики. В частности, психологизм проективности  восприятия мира таков,  что именно он  становится основанием тех аксиом  логики, геометрии и математики, которые бездоказательно принимаются человеком. Логика, геометрия и математика в своем основании  антропометричны, то есть содержат объективный психологизм в новом понимании,  но это никак не мешает человеку познавать Вселенную. Новый психологизм способен содержать сущности, независимые от самого человека. Ранее нами было  доказано, что даже субъективизм, воображение и фантазмы  человека вполне обьективны и независимы от человека. Мы не хозяева своих мыслей и не знаем того, кто их к нам пригоняет, но мы можем иметь к ним отношение и их оценивать. Кстати, оба эти психические процессы объективны и являются продуктом работы  психических программ, работающих независимо от самого человека. Программа работы нашего Я - это программа и не мы ее хозяева,  хотя мы и мним себе , что у нас есть свобода выбора и мы хозяева своего Я. Таким образом, в глубине своей Я как нечто противопоставляющееся к окружающему миру исчезает. Наше Я лишь складка этого Мира и мы укоренены в этом Мире. Мир познает себя через эту складку , которую мы возомнили называть нашим Я и иметь мнимую свободу выбора.
Таким образом, психологизм  есть сам Мир и преодолевать психологизм логики и математики, как это делал Гуссерль, не стоит.

Доцент Института психологии и образования КФУ  
РАМИЛЬ ГАРИФУЛЛИН