8 Января, 2019

О величии человеческого Я и компьютере.

Рамиль Гарифуллин
То, что программисты научились входить в диалог с компьютером , и наоборот, сами компьютеры, уже делают попытки войти в диалог с самим человеком, уже не вызывает сомнения. Не удивлюсь, что когда-нибудь диалог компьютера с окружающим Миром, достигнет такого уровня, что в нем постепенно  появятся структуры, аналогичные человеческому Я. То есть компьютер узнает о своем существовании, научится самоидентифицироваться,  противопоставлять себя тому, что вне его, иметь представления о самом себе. Иными словами, антропоморфизация и очеловечивание  компьютера будет прогрессировать. Но пока, мы можем  говорить лишь об использовании компьютерной метафоры для описания человеческой психики.
Для того, чтобы  изучить границы и возможности процесса  очеловечивания компьютера и появления в нем структур, аналогичных человеческому Я , необходимо глубже понять это человеческое Я.  
Человеческое Я не настолько величественно, как традиционно о нем мнит человечество, и , поэтому проблема очеловечивания компьютера  и создания в нем программ , аналогичных работе человеческого Я , не настолько сложна для разрешения, как ее усложняют многие учёные и философы.
Пожалуй, об истинном величии человеческого Я   можно говорить только тогда, когда оно
не сводимо  к Другому, то есть, способно существовать и  развиваться  без диалога с  Другим.  Только в этом случае можно говорить о том, что Я и  Другое, существуют сначала сами по себе, и,  лишь затем взаимодействуют и входят в диалог друг с другом. Таким образом, критерием величия человеческого Я, является его способность существовать само по себе. Но возможно ли такое существование? Возможен ли диалог человеческого Я с самим собой без опыта диалога с Другим, с окружающим миром? Если такой диалог возможен, то можно говорить о величии Я, а по сути,  о существовании  Субъекта вне окружающего Мира, который способен быть  в диалоге с самим собой без окружающего  мира. О таком Субъекте мы читали в Библии и он был в этой книге назван  Богом.  Кстати, в Библии не описано то, каким образом Бог до появления Нечто вне Его Самого, находился в диалоге с Самим Собой. Но при этом у Бога , согласно  священописанию, позднее проявляется способность создавать Нечто, что вне Его Самого, то есть создавать Мир.  Но возможна ли способность создавать Мир без способности такого Субъекта к диалогу с Самим Собою? Вышеприведенные рассуждения антропоморфные, то есть очеловечивают Бога, на основании опыта и знаний Человека о Самом Себе,  но этот опыт и знания  сравнительно достовернее, чем опыт и знания о Боге, которые , увы, до сих пор существуют лишь на уровне Веры и Идеи.
А может быть , не стоит сводить величие человеческого Я лишь к способности быть в диалоге с самим собой без Другого, без внешнего Мира. Может быть, стоило бы оценивать величие человеческого Я на основании способности размышлять о возможности быть только в диалоге с самим собой,  без наличия  недосягаемой этой способности.  Величественно уже то, что человеческое Я ,  мнит о Себе и своем существовании, хотя для этого нет основания.  Величественно уже то, что человеческое Я способно развиваться, потребляя Другое, будучи лишь Складкой  некоей единой субстанции, в которой, в действительности,  нет  Я и нет Другого!


Доцент института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук РАМИЛЬ ГАРИФУЛЛИН