Дети-мигранты и кто должен обучать их русскому языку: Россия или их Родина?

Дети-мигранты и кто должен обучать их русскому языку: Россия или их Родина?
  Недавно в рамках дискуссионного клуба, организованного Институтом психологии и образования  Казанского федерального университета , прошло обсуждение на тему "Мигрантские» школы. Опыт адаптации детей мигрантов в школах Татарстана».

Учителя  казанских школ  отметили, что словосочетание «мигрантские» школы» их коробит и порой даже не устраивает.

По словам представителей этих школ, для образовательных учреждений Татарстана наряду с зарубежными школами проблема обучения детей мигрантов все же есть и связана она, как правило, с низким уровнем владения русским языком, или незнанием вообще. В ходе обсуждения прозвучало мнение, что этнический состав детей мигрантов в школах зависит от политической и экономической ситуации в той или иной стране. На данный момент в школах Татарстана преобладают дети мигрантов из Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана.

Я тоже участвовал в этой дискуссии. И сделал следующие выводы:

1. Министерство образования РФ и РТ либо умышленно скрывают, либо  не занимаются мониторингом  истинного  положения и статистики  детей мигрантов в Татарстане и России.  Мне не удалось получить объективные данные. В чем мотивы этого?  Тема межнациональная и опасная , и поэтому, по-видимому,  Министерство образования решило  умалчивать ее.

2. Почему-то вся проблема детей мигрантов свелась только к проблеме незнания русского языка детьми-мигрантами. Это конечно не так, так  как существует множество иных не менее актуальных проблем, например, проблема буллинга детей-мигрантов и эта проблема мировая.

3. Приглашенные гости-педагоги набрались смелости прийти на эту дискуссию , проходившую в рамках записи телепрограммы "Шоу-рум". Ответы их были не настолько объективными , так как каждый из педагогов переживал за то, как это может сказаться на их  дальнейшей карьере. Поэтому стресса хватало.

4. Мною была поднята проблема , касающаяся того, чтобы бывшие республики СССР усилили программы обучения русского языка в своих республиках, так как статистика миграции в Россию растет и наши педагоги не справляются с задачей обучения русскому языку детей-мигрантов. В результате уровень академических знаний детей-мигрантов сравнительно низкий.

Вспомнил как , будучи на Бакинском гуманитарном форуме в 2012 году сделал вывод, что в  Азербайджане тогда  увлеклись обучению английскому языку настолько, что гастарбайтеры, приезжающие в Россию , не знали  русского языка. Сейчас  Азербайджан опять стал усиливать обучение русскому языку. Это актуальнее, так как поток мигрантов растет.

Доцент кафедры дошкольного и начального образования института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук РАМИЛЬ ГАРИФУЛЛИН
Alt text

Тени в интернете всегда следят за вами

Станьте невидимкой – подключайтесь к нашему каналу.