Отъезд специалистов по ИБ из России или почему ИБ-компании никто не поддержал?

Отъезд специалистов по ИБ из России или почему ИБ-компании никто не поддержал?
Прошло больше месяца с начала войны в Йемене и можно подводить какие-то промежуточные итоги и как боевые действия повлияли на отечественную отрасль ИБ. Я в своем Telegram-канале провел опрос, где задал достаточно просто звучащий, но сложный в ответе вопрос: «РАЭК прогнозирует отъезд 70-100 тысяч ИТшников (включая и ИБшников) из страны в апреле. А что думаете вы по этому поводу?». В опросе приняло участие более 3200 человек, так что можно говорить о какой-то более или менее репрезентативной статистике.

На эти цифры можно смотреть по-разному. Кто-то видит только 3% решивших уехать из страны после 24-го февраля. Кто-то видит иную картину — только 39% не собираются никуда уезжать. Правда, как обычно, где-то посередине. 25% точно готовы уехать.

Результаты опроса по отъезду специалистов по ИБ из России

Компания «повара Путина», Евгения Пригожина, в пятницу опубликовала пояснительную записку к проекту закона «О мерах по дополнительному контролю за передвижением и трудоустройством специалистов IT», который затрудняет специалистам по ИТ и ИБ выезд из страны (сейчас текст этой новости удален). Авторы законопроекта посчитали правильным установить порядок дополнительного декларирования IT-специалистами выезда за границу и согласования с органами государственной безопасности РФ трудоустройства в иностранные компании, с целью проверки нахождения их в списках экстремистских организаций, а также в государственные органы стран, включенных в список недружественных. И хотя компания Конкорд не является субъектов законодательной инициативы, мы все прекрасно понимаем, как обычно проверяется общественное мнение на различные одиозные инициативы.

Минцифры практически сразу выступила против этой инициативы, выпустив соответствующий пресс-релиз. Пресс-секретарь президента по привычке заявил, что все это утка (видимо, он просто не читал новости и саму пояснительную записку). И даже депутат Хинштейн, глава комитета Госдумы по информационной политике, возражал против такого законопроекта. Правда, этот же Хинштейн, буквально неделю назад очень неудачно и даже глупо пошутил на заседании комитета по ИТ в Госдуме про ИТ-шарашки. А мы же помним, что шарашка — это не место, где собирались одаренные люди и творили будущее своей страны. Это место, где заключенные не по своей воле делали то, что им прикажут. Да, не каторга и не урановые рудники, но и не технопарк со свободным посещением.

Это достаточно печальная картина и государству бы с ней что-то надо было бы сделать, но оно, как мне кажется, мало понимает реальных причин панического бегства многих молодых специалистов из страны. Попытки Минцифры как-то вырулить из этой ситуации эффекта могут и не дать. 2-го марта гарант подписал Указ о мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в России. В нем перечислен десяток мер по поддержанию ИТ-отрасли, а именно:

  • гранты на ИТ-разработки
  • льготное кредитование
  • освобождение от ряда налогов
  • упрощение найма иностранцев (как они к нам доедут?)
  • освобождение от разных видов контроля и надзора
  • упрощение закупок отечественных ИТ-решений
  • отсрочка от призыва в армию (Минцифры хочет сделать отсрочку еще и для студентов вечерних и заочных форм обучения)
  • улучшение жилищных условий.

Вроде все в этом перечне прекрасно. Но есть ряд «но». Чтобы получить льготы надо быть аккредитованной в области ИТ компанией, что, правда, сегодня делается достаточно легко — всего лишь надо заполнить форму на портале госуслуг и дождаться ответа (максимум 30 дней). При этом надо вести деятельность по одному из семи кодов ОКВЭД:

  • 62.01– разработка компьютерного программного обеспечения;
  • 62.02– деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий;
  • 62.02.1– деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем;
  • 62.02.4– деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации;
  • 62.03.13– деятельность по сопровождению компьютерных систем;
  • 62.09– деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
  • 63.11.1 – деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.

Тут мы наталкиваемся на два нюанса. Во-первых, аккредитацию нельзя пройти ИП, а во-вторых, такой код ОКВЭД как 74.90.9 (деятельность в области защиты информации) в перечень поддерживаемых не попал. В него входит три вида деятельности:

  • 74.90.91 — Деятельность по разработке средств защиты информации
  • 74.90.92 — Деятельность по разработке информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации
  • 74.90.99 — Деятельность в области защиты информации прочая

Такая «слепота» в отношении ИБ-компаний понятна — они проходят по другому ведомству (ФСТЭК и ФСБ), которые никаких усилий по защите российских игроков отрасли кибербезопасности не предпринимают. Минцифры же не может залезать на чужую поляну. Единственное, что может спасти отечественные ИБ-компании — внести (если этого еще не было сделано) в свои уставные документы новые виды деятельности по 62-му коду ОКВЭД и уйти под Минцифры. Правда, согласно разъяснениям вице-премьера Чернышенко, чтобы получить некоторые из льгот, не менее 90% доходов организации должно поступать от разработки ПО и продажи собственных программных продуктов.

Теперь вернемся к мерам поддержки. На самом деле пока это только декларация — Правительству и Госдуме еще предстоит определить порядок и форму реализации описанных мер. Та же отсрочка — пока непонятно, кто из ИТ-специалистов (пока не ИБ) получит отсрочку и чем надо доказать, что ты ИТ-специалист? Трудовым договором? Дипломом? Все это еще должно быть определено Правительством.

Но, допустим, и сферу ИБ внесут под защитный зонтик, и меры поддержки заработают. Остановят ли они отъезд специалистов? Отсрочка? После озвученных в Госдуре идей про кибервойска и последовавших за ними шуточек Хинштейна о ИТ-шарашках сразу возникает мысль об обязательной службе, но не на передовой, а в «научной роте» Минобороны. Та же хрень, только вид сбоку. Кому-то это может показаться прикольным, но молодежь у нас нонче свободолюбивая и служить не хочет ни в каком варианте. Поэтому с отсрочкой сейчас все непонятно (да и зависеть все в итоге будет от того, кто попадет в список тех, кому отсрочка положена, а тут нас могут ждать сюрпризы).

Предложенная идея с ИТ-профсоюзом?.. Ну такое. Видимо, инициаторы этой идеи насмотрелись фильмов про американскую мафию, где роль профсоюза прямо-таки сильна и важна. У нас это давно непонятный придаток властей, который ничего по серьезному важного и не решает.

Льготный кредит и льготная ипотека? Ну попробуйте его получить. Это на бумаге легко написать. А дальше вы приходите в банк, который не горит желанием снижать свои доходы в условиях неопределенности и найдет кучу легальных способов вам кредит не выдать. Кроме того, в отличие от «старперов», для которых получение квартиры было чем-то сродни чуду, которого ждали по 20-30 лет, для современной, легкой на подъем молодежи, — это уже и не так уж и важно. Более того, многие из них привыкли не иметь собственного жилья, а снимать его поближе к работе. Сегодня в одном районе города, завтра в другом, послезавтра вообще в другом регионе или стране. Ипотека вряд ли является сильным удерживающим фактором. Кстати, Минцифры озвучило критерии для получения ипотеки — возраст от 22 до 40 лет и зарплата от 150 тысяч рублей (для городов-миллионников — от 200 тысяч). Ну что сказать, 61% ИБшников пролетает мимо.

А что реально нужно специалисту, чтобы удержать его на рабочем месте? Лично для меня этот список выглядит так:

  • Интересные проекты. Да, сейчас у нас появляется возможность создать с нуля свой Андроид, Cisco, Microsoft, Oracle, Crowdstrike и т.п. Но зачем, если они уже созданы? Антикризисные проекты отличаются от тех, которые ведутся в мирное время. Это совершенно иная история и навыки — не всем это интересно.
  • Возможность работы с современными решениями и технологиями. Увы, тут и Минцифры не может помочь, — все продвинутые технологии временно в Россию не поставляются, учетные записи в зарубежных сервисах блокируются, работать без ухищрений становится невозможно.
  • Карьерный рост. В этой части врядли что-то сильно поменялось.
  • Востребованность. Раньше ты мог рассчитывать, что твои продукты и решения может купить весь мир и ты мог работать из глубинки для компании в США или Европе. А сегодня нет — железный занавес опустился и чтобы ты и твои наработки были востребованы там, надо быть там, а не тут. Государственная граница из контурных карт перекочевала в нашу жизнь и теперь ты либо работаешь сугубо на внутренний рынок, либо покидаешь его и начинаешь/продолжаешь работать на весь мир.
  • Перспективы развития. Ну тут вроде все понятно. При отсутствии доступа к современным технологиям, инструментам и знаниям перспективы стали сильно ограничены.
  • Имидж. Лично я привык, когда на внутренних митингах или внешних конференциях, при упоминании «русских хакеров», коллеги из иностранных офисов и компаний с ухмылкой смотрели в мою сторону. С 2016-го года ситуация стала ухудшаться и шутки сменились реальным давлением и формированием образа врага. С 24-го февраля слово «русский» уже носит для многих негативную окраску (да, многие понимают разницу между россиянами и российскими властями, но увы, часто все равно ставят знак равенства). И это очень неприятно ощущать, когда тебя твои же друзья, коллеги, а то и родственники с той стороны границы, начинают обвинять во всем происходящем.

Может ли Минцифра, Правительство или Хинштейн повлиять на вышеперечисленное? Нет. Специалист по ИТ/ИБ, особенно молодой, будет искать место, в котором он сможет не преодолевать трудности, а просто работать во благо себе. И поэтому многие уезжают или планируют уезжать. И это не считая банального страха за себя (а вдруг призовут или мобилизуют) и за своих родных (у меня вот сыну прилетела повестка и это охренеть как страшно, что его «случайно» отправят защищать непонятно что).

«Да и пусть бегут; воздух чище будет», — скажут некоторые (и говорят), вспоминая еще и про крыс, забывая при этом про тонущий корабль. Но проблема в том, что бегут-то молодые специалисты. «Старые», да, остаются. Но когда-то наступит момент, когда «старые» уйдут на пенсию (если опять не поднимут срок выхода), молодых уже в стране не будет, а совсем юных и воспитанных в атмосфере «вокруг враги, но мы всех победим» еще просто не успеют вырастить в нужном количестве. Но я не очень верю в то, что репрессивная и карательная модель государственного управления (а у нас все ИБшные регуляторы и законодатели уже не видят другого пути развития) может помочь нашей отрасли и стране в целом.

Выводов и нравоучений не будет — просто небольшой анализ происходящего. Но я прекрасно понимаю сейчас как те 31%, кто решил уехать или уже уехал из страны, так и те 39%, что решил остаться. «Каждый выбирает для себя», как говорится в стихотворении Юрия Левитанского.

Заметка Отъезд специалистов по ИБ из России или почему ИБ-компании никто не поддержал? была впервые опубликована на Бизнес без опасности .

Alt text

Устали от того, что Интернет знает о вас все?

Присоединяйтесь к нам и станьте невидимыми!