Разъяснения Банка России с осенной сессии Уральского форума

Разъяснения Банка России с осенной сессии Уральского форума
На прошлой неделе прошла конференция , организатором которой стал Банк России, и которая стала выездной сессией Уральского форума, проведенной в Москве. На ней регулятор попробовал ответить на животрепещущие вопросы, касающиеся как ЕБС, так и недавно выпущенных, но уже вызвавших немало вопросов нормативных актов (683-П, 684-П и т.п.). Параллельно с этим, как член ПК1 ТК122 я собрал с отрасли около 50 вопросов, которые были направлены в Департамент ИБ Банка России с целью получения ответов на них. И вот часть таких ответов прозвучала на конференции. Позволю себе тезисно озвучить то, что было озвучено.

Единая биометрическая система
  1. Банк России опросил 38 банков, 7 из которых планируют делать свои собственные решения для подключения к ЕБС. Остальные хотят использовать типовое решение, самых распространенных сейчас четыре - от Ростелекома, Инфотекса, ЦФТ и IDSystems.
  2. Стоимость облачного решения Ростелекома - около 3 миллионов рублей в год. Стоимость типового решения - 5 миллионов (включая инфраструктуру построения, HSM, антивирусы и т.п.).
  3. Типовое решение уже включает тематические исследования и финансовым организациям проводить их не требуется.
  4. Покупка типового решения не отменяет выполнения методички Банка России МР-4.
  5. По словам ЦБ, ряд разработчиков типовых решений делают только сбор биометрии, без предоставления функции верификации, что неправильно по мнению регулятора.
  6. Стоимость собственной разработки (в качестве примера был приглашен Тинькофф) обходится примерно в те же 5 миллионов. Но это все без резервирования тех HSM. С резервированием - стоимость увеличивается еще примерно на 3-4 миллиона. Длительность создания собственного решения у Тинькофф составила 4-5 месяцев без тематических исследований.
  7. Обсуждалась тема мобильного сбора биометрии, для которой максимальный возможный класс сертификации СКЗИ озвучивался как КС2. Готовых решений пока нет, но Ростелеком работает над ним. При этом вопрос качества собранной биометрии с помощью планшета или смартфона не обсуждался совсем.
  8. Для удаленного сбора должны применяться только СКЗИ КС3 или КС2 но с соблюдением. требований к СВТ 4-го класса. Пока обойти эти требования или снизить нельзя. 

683-П / 684-П / 672-П
  1. Планируется кардинальное изменение 382-П, из которого уберут упоминание кредитных организаций (операторов по переводу денежных средств). 382-П будет распространяться на участников НПС - некредитные организации, а также на новые сущности, введенные последними правками в 161-ФЗ - платежные агрегаторы, разработчики платежных приложений, операторы информационного обмена (SWIFT, привет!). Защита информации при осуществлении переводов денежных средств уйдут целиком под 683-П, который покрывает все банковские операции. 
  2. ЦБ считает, что анализ уязвимостей можно проводить своими силами, если есть для этого возможности, навыки и квалификация. Но пока непонятно, как отсекать некачественно проведенную оценку. ЦБ думает над этим.  
  3. На вопрос о том, что является доказательством проведения анализа уязвимостей, если это делает производитель платежного ПО или привлекаемый лицензиат, ЦБ подготовит разъяснение. Надо внимательно посмотреть ГОСТ 15408 в части представления результатов оценки.
  4. В августе ЦБ разослал письмо по кредитным организациям, в котором говорится, что с учетом принятия ГОСТ 57580.1/57580.2 и 683-П, направлять оценку по СТО БР ИББС 1.2-2014 больше не требуется. Ее проведение остается на усмотрение кредитной организации. Когда кредитные организации выведут и из под 382-П, то у них останется единственная оценка соответствия - по ГОСТу. Надзор ЦБ больше не будет руководствоваться СТО БР при проведении своих мероприятий.
  5. 202-я форма будет пересмотрена.
  6. Документ по операционным рискам (с резервирование капитала и прочим блэкджеком) будет очень плотно завязан на новый ГОСТ по управлению киберрисками, который сейчас активно пишется и в октябре будет представлен членам ПК1 ТК122. Так что можно ожидать, что до конца года положение по операционным рискам будет все-таки принято.  
  7. На вопрос о том, почему 683-П и 684-П местами так отличаются друг от друга, прозвучало, что хоть они и писались ДИБом, но затем сильно перерабатывались соответствующими - департаментами банковским и НФО.
  8. Несмотря на то, что в 684-П прямо не упомянуты (при установлении уровней защиты) микрофинансовые организации, ломбарды и ряд иных, на них распространяются общие требования, прописанные в 684-П (защита от вредоносного кода, уведомление клиентов о рисках и т.п.).
  9. Если кредитная организация ведет депозитарную и репозитарную деятельность, то применять необходимо и 684-П, даже несмотря на то, что у него сфера деятельности - некредитные финансовые организации. Но, учитывая, что кредитные организации обязаны также выполнять и 683-П, то при пересечении требований выполняться должны те, которые жестче, то есть, по сути, 683-П. 
  10. По поводу SMS и Push ЦБ считает, что не обязательно применять УКЭП. Можно использовать и другие меры подтверждения целостности без УКЭП. Сейчас завершается подготовка информационного письма для этого.
  11. Было озвучено, что есть правовые проблемы с использованием облачным провайдером ЭП банка (ключи нельзя передавать третьим лицам). ЦБ вроде как нашел с ФСБ некое решение, но у них есть сомнение в его правомерности. Если в новую редакцию 63-ФЗ внесут "третью доверенную сторону", то проблема разрешится. Пока этот вопрос в серой зоне и каждая кредитная организация решает его для себя самостоятельно.
  12. ГОСТ допускает применение несертифицированных средств защиты при отсутствии их на рынке (техническая невозможность) или высокой цены (экономическая нецелесообразность). Это и так было понятно, но тут это прозвучало еще раз на прямо заданный вопрос.
  13. Вновь прозвучала мысль, которая звучит последние лет 10, что ЦБ не интересует КАК будут реализовываться защитные меры и какие конкретные технические решения будут применяться. Финансовые организации сами выбирают способ реализации. Для ЦБ важна оценка уровня риска, для чего ЦБ сейчас внедряет новый риск-ориентированный подход, который будет оценивать каждую организацию по набору показателей.

Перспективы и планы

Конференция не была ориентирована на озвучивание планов по новым нормативным актам, но на одном из слайдов были приведены направления деятельности ДИБ, из которых становится понятно, в каком направлении ждать и новых нормативных актов. Как минимум, сейчас пишется нормативка под финансовый маркетплейс, блокчейн, цифровой профиль и Open. API.

Alt text