Обзор 281-го приказа ФСБ по порядку установки средств ГосСОПКИ

Обзор 281-го приказа ФСБ по порядку установки средств ГосСОПКИ
Еще один появившийся на прошлой неделе приказ ФСБ касается правил установки и эксплуатации средств ГосСОПКИ. Эти правила достаточно просты:
  • Установка средств ГосСОПКИ согласуется с ФСБ. Ну вроде все понятно, за исключением одного момента. Какое именно подразделение ФСБ согласует установку? Например, в 282-м приказе четко написано, что информировать об инцидентах надо не просто ФСБ, а именно НКЦКИ. По тексту же говорится, что после приемки в эксплуатацию средств ГосСОПКИ необходимо информировать НКЦКИ. Если бы НКЦКИ согласовывал установку, то его не надо было информировать о приемке в эксплуатацию.
  • Чтобы согласовать установку с ФСБ вы должна знать, что вы будете устанавливать, где, кто их будет эксплуатировать и какие объекты КИИ будут контролироваться средствами ГосСОПКИ. Любое изменение указанной информации (кроме ФИО администраторов и операторов) требует согласования с ФСБ, на что дается также 45 дней (при изменении админов и операторов надо всего лишь информировать ФСБ об этом).
  • За 45 дней ФСБ согласует установку или отказывает в ней (почему-то фраза "мотивированный отказ" в документе отсутствует).
  • Субъект КИИ, являющийся финансовой организацией, должен уведомить Банк России (какое подразделение) о том, что ФСБ согласовала установку средств ГосСОПКИ. В случае изменений в согласованных ФСБ условиях, о них также должен быть уведомлен Банк России. В документах ЦБ таких требований нет.
Однако гораздо более интересен вопрос о том, что же такое средства ГосСОПКИ? Например, согласно 196-му приказу об утверждении требований к средствам ГосСОПКИ под это понятие попадают и SIEMы, и сканеры безопасности, и системы обнаружения вторжений, и SOAR/IRP и т.п. Значит ли это, что на установку всех этих решений надо получать согласие ФСБ, без которого их установка будет признана незаконной и за это можно будет "присесть" на срок до десяти лет лишения свободы? В пятницу в одном из чатиков была длинная дискуссия на эту тему, по результатам которой, мы так и не пришли к единому пониманию ибо практика общения с регулятором не бьется с его же требованиями. И вот почему.

Попробую поделиться собственным мнением о том, что есть средства ГосСОПКИ и с чем их едят. Для начала надо вспомнить, что темы КИИ и ГосСОПКИ развиваются параллельно. Для многих ГосСОПКА - это то, что делается в рамках КИИ, что в корне неверно. ГоСОПКА развиваться начала гораздо раньше появления ФЗ-187 и распространяется она не только на критическую инфраструктуру (еще и на государственные информационные ресурсы). То есть ГосСОПКА живет по своим правилам (к слову сказать, регулирующимся ДСПшными документами) и только в отдельных случаях касается субъектов КИИ.

Отсюда вытекает простой вывод "силы и средства ГосСОПКИ" и "средства защиты и подразделения по ИБ субъекта КИИ", хоть и схожи по смыслу, но являются разными сущностями. При наличии у вас значимых объектов вы обязаны выполнять требования ФСТЭК, описанные в 235-м и 239-м приказах регулятора. Вы должны регистрировать события (SIEM), искать и устранять уязвимости (сканеры), обнаруживать вторжения (СОВ/СОА), управлять инцидентами (IRP/SOAR) и т.п. И это все вы делаете по требованиям ФСТЭК, которая хоть и установила требования к средствам защиты, но достаточно свободные и исполнимые.

А когда же тогда надо устанавливать средства ГосСОПКИ? Согласно закону субъект КИИ это делает по своему желанию (в отличие от ряда госорганов, которые это делают по требованию), если таковое у него возникнет. Я не знаю, в каких случаях такое желание может возникнуть, так как требования ФСБ по этим средствам (196-й и 281-й приказы) загоняют в достаточно жесткие рамки ограничений, которые не так просто и выполнить.

Но есть ситуация, когда от средств ГосСОПКИ не отвертеться. Речь идет о центрах ГосСОПКИ, которые создаются для того, чтобы помочь субъектам КИИ общаться с ГосСОПКОЙ. Такие центры могут создаваться в рамках самого субъекта или быть отдельной компанией, которая хочет извлекать прибыль из своей деятельности. Их задача - собирать данные от других субъектов (в рамках холдинга или отрасли или с рынка) и передавать в ГосСОПКУ. И вот тут важный момент. Такие центры (иногда в их отношении может звучать термин "субъект ГосСОПКИ") являются частью ГосСОПКИ и должны соблюдать требования ФСБ (а иначе их просто не подключат к ГосСОПКЕ). Вот именно в этом случае требования к средствам ГосСОПКИ становятся обязательными. Но только в рамках центра ГосСОПКИ - за его пределами по-прежнему субъект должен выполнять требования ФСТЭК.


Вроде бы на этом, можно было бы и завершить этот обзор 281-го приказа и экскурс в ГосСОПКУ, но в уже упомянутом выше чатике, в процессе дискуссии была озвучена очень интересная мысль о том, что НКЦКИ сегодня согласовывает центрам подключения к ГосСОПКЕ даже если их инструментарий не соответствует требованиям 196-го приказа и, например, может быть модернизирован только только иностранными организациями и имеет гарантийную поддержку от иностранных организаций (а это запрещено 196-м приказом). Я не то, чтобы против такого подхода, даже за. Просто такое вольное прочтение своих же приказов опять приводит к неоднозначностям, что не есть хорошо.
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS