Новые положения Банка России: новые требования и новые вопросы

Новые положения Банка России: новые требования и новые вопросы
После того, как осенью прошлого года ЦБ получил новые полномочия по установлению требований по безопасности не только в рамках НПС, но и вообще для кредитных и некредитных организаций, финансовой регулятор выпустил сразу несколько новых нормативных актов:
  • 672-П - положение по защите информации в платежной системе Банка России, которое пришло на смену 552-П. Это первое положение регулятора, которое ссылается на ГОСТ 57580.1 с базовыми защитными мерами. Однако, эта ссылка, наряду с упоминанием и обязательным использованием 382-П, у меня вызвало некоторую фрустрацию. Дело в том, что ГОСТ 57580.1 построено по совершенно иной идеологии - оно разрешает самостоятельный выбор защитных мер. В отличие от 382-П, которое обязывает применять определенный набор из защитных мероприятий. Получается, что в одном документе нас отсылают на ГОСТ с самостоятельным выбором мер ИБ и на 382-П, где меры уже за нас выбраны Банком России. И какой тогда смысл было ссылаться на ГОСТ?
  • 683-П - положение по защите информации, суть и необходимость которого от меня немного ускользает, так как я не могу до конца понять его соотношение со схожим 382-П. Да, у них есть и некоторая разница, но все-таки сфера их действия достаточно сильно пересекается. Можно было бы предположить, что 683-П - это прообраз будущего нормативного акта, который заменит 382-П и в котором не будет обязательного списка защитных мер, которые уйдут в ГОСТ. Но пока 382-П продолжает действовать...

Ключевые вехи 683-П

  •  684-П - положение по защите информации для некредитных финансовых организаций. Этот документ устанавливает требования для НПФ, клиринга, репозитариев, ПИФов, депозитариев, брокеров, управляющих, регистраторов и других свои требования по защите информации в соответствие с ГОСТ 57580.1. Самое неприятное в этом нормативном акте - сертификация платежного/финансового ПО в ФСТЭК на наличие уязвимостей и НДВ (видимо, все-таки, на их отсутствие) или анализ уязвимостей по ОУД4. Боюсь, что многие финансовые организации просто не в состоянии это будут сделать до 1-го января 2020 года (осталось всего 7 месяцев). И, кстати, к какому уровню защиты относить микрофинансовые организации? В 684-П про это ни слова и возникает вопрос - они вообще должны что-то делать с точки зрения защиты или ГОСТ 57580.1 на них не распространяется? 

Ключевые вехи 684-П
В связи с этими новыми документами у меня, после их прочтения, возникло ряд вопросов:
  • ЦБ ссылается на требования ФСТЭК по сертификации на наличие уязвимостей или НДВ. Но у ФСТЭК такие требования отменены были еще до принятия документов ЦБ и заменены на уровни доверия. Какой уровень доверия должен быть у прикладного ПО по требованиям ЦБ? ЦБ обещал выпустить профиль для сертификации такого ПО, но только к концу года. Откуда разработчики платежного софта, особенно если это внутренняя разработка, как у многих, получат ДСПшные документы ФСТЭК? И будут ли испытательные лаборатории ФСТЭК заниматься такой сертификацией, если ФСТЭК регулярно говорит на мероприятиях, что они берутся за сертификацию только средств защиты информации?
  • Если пойти по пути не сертификации прикладного ПО, а анализа уязвимостей по ОУД4, то какова процедура и форма подтверждения для этого варианта? Можно ли проводить анализ защищенности самостоятельно, как это написано в 684-П, или в 683-П/672-П надо привлекать лицензиатов ФСТЭК?
  • Как (и зачем) проводить оценку соответствия одновременно по 382-П и ГОСТ 57580.2? Особенно в тех случаях, когда сроки этой оценки не совпадают. И я молчу про оценку по СТО БР ИББС, которую до сих ряд банков продолжает делать, так как формально она не отменена (как и сам СТО).
Активность созданного в прошлом году Департамента ИБ можно только приветствовать, но появляется слишком много вопросов даже по относительно "старым" требованиям. Чего уж говорить о свежих требованиях по той же ЕБС или по еще невыпущенным требованиям по финтеху (цифровому профилю, маркетплейсу, мастерчейну), СУОР и другим.

Ну а в заключение сводный слайд по все возрастающей отчетности по ИБ, объем которой только возрастает.


Alt text