Персональные данные, RIP!

Персональные данные, RIP!
Мало кто уже помнит (а некоторые и вовсе этого не застали), но тема персданных "взлетела" благодаря ФСТЭК России, которая в 2008-м году выпустила свои документы по защите персональных данных. Это было пресловутое "четверокнижие", которое стало драйвером рынка ИБ на тот момент. Сам закон был принят двумя годами ранее, в 2006-м, но это событие прошло незамеченным для большинства специалистов по ИБ. По крайней мере лично я про этот закон особо ничего и не знал до того момента, пока ФСТЭК не выпустила свои одиозные требования. Именно тогда, 9 лет назад я погрузился в эту тему и она продолжает висеть веригами на мне.

Когда я только услышал про четверокнижие ФСТЭК я возрадовался, посчитав, что оно станет замечательным подспорьем в продаже решений Cisco по информационной безопасности. Но прочтя эти документы, мой оптимизм поугас. Я попробовал натянуть эти документы на нашу собственную информационную систему и понял, что это невозможно. Даже такая повернутая на compliance компания как наша, не смогла бы выполнить все эти безумные требования. Именно тогда я занялся тем, что стал разбираться в законодательстве, активно и публично его критикуя, предлагая различные обходные маневры для потребителей. И именно эта тема увела этот блог в совершенно ином направлении. Ведь изначально я хотел писать в блоге про бизнес, метрики, измерения и т.п. темы. Но увы... законодательство захватило пальму первенства и продолжает ее удерживать, приведя к тому, что за мной прочно укрепилась слава "бумажного безопасника" :-)

Спустя год я был вовлечен в процесс изменения федерального закона "О персональных данных" и тогда я впервые столкнулся с Роскомнадзором, который тогда назывался Россвязьохранкультуры, а позже был переименован в Россвязькомнадзор. За эти 9 лет было сделано немало - участие в разработке поправок к ФЗ-152 и КоАП, участие в разработке различных приказов и разъяснений РКН, Постановлений Правительства, приказов ФСТЭК и ФСБ. Что-то удавалось сделать, что-то нет. Но всегда я понимал логику регуляторов и мог как-то подстроиться под нее, предложив какие-то формулировки, которые устраивали бы большинство участников процесса. Но в 2014-м году все поменялось :-(

Сначала из РКН в Россвязь ушел г-н Шередин. Он был не простым чиновником, но даже несмотря на это, нам удавалось найти точки соприкосновения и контакт с ним у меня был. С уходом Шередина ситуация стала ухудшаться, а действия регулятора перестали подчиняться логике и здравому смыслу. Последние 3 года стало только хуже. Минкомсвязь (а именно они у нас определяют госполитику в области ПДн) самоустранилось от решения вопросов в данной сфере. РКН же окончательно превратился в карательный орган. Чего только стоит исключение из названия своей основной функции - защиты прав субъектов ПДн, слов "прав субъектов". Обратите внимание, РКН во всех документах, выступлениях, отчетах, презентациях стал писать "защита ПДн", что лишний раз подтверждает простую мысль - на права субъектов регулятору давно наплевать. Закон о ПДн превратился в инструмент давления на российские и зарубежные компании. Донести до регулятора свою позицию невозможно. Прислушиваться к экспертам регулятор не хочет. Мнение регулятора меняется постоянно и понять, на чем оно базируется и почему оно опять поменялось, стало невозможно. Эксперты, которые там раньше работали и с которыми у меня было неплохое рабочее взаимодействие, превратились в настоящих чиновников, преданно смотрящих в глаза начальству и игнорирующих простых смертных :-(

Последнее время я стал все меньше и меньше писать про персональные данные. Еще реже стал консультировать по этим вопросам (преклоняюсь перед Михаилом Юрьевичем, который ведет неравный бой с РКН). Но сегодня, в начало нового учебного года, я решил, что надо и вовсе закрывать для себя эту тему. Работа по ней стала абсолютно непредсказуемой и бессмысленной. Поэтому

Персональные данные, прощайте!


ЗЫ. Ушел в "Цифровую экономику".
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS