"Противостояние" как отражение реалий настоящего мира ИБ

"Противостояние" как отражение реалий настоящего мира ИБ
Пора написать о впечатлениях от PHDays, которые дополнят то, что я писал в прошлом году. Для меня PHDays это четыре больших возможности, о каждой из которых я скажу пару слов:

  • Возможность посоревноваться в "Противостоянии"
  • Возможность послушать
  • Возможность встретиться и пообщаться с коллегами
  • Возможность поработать (на стенд / на модерация секции / на выступлении).


Вторую возможность я в этом году упустил. Точнее я слушал всего две секции - антипленарку, где выступал и, попутно, слушал коллег с их зажигательными спичами, и секцию "(Не)безопасность Интернета вещей", которую модерировал. Остальные доклады я пропустил, хотя и хотел ряд из них прослушать вживую. Одно радует - есть записи всех потоков, которые можно просмотреть.


В этом году заглавной темой мероприятия стал Интернет вещей, преимущественно промышленный, который нам более привычно называть аббревиатурой АСУ ТП. Про него было много разных секций и докладов, которые местами шли параллельно. Это, кстати, был один из косяков организаторов - секцию по ИБ АСУ ТП поставили в параллель с "моей" про промышленный Интернет вещей, что поделило аудиторию и привело к некоторой рассинхронизации.

"Противостояние" тоже во многом было посвящено атакам и защите АСУ ТП (наряду с рядом других компонентов). С каждым годом стенд Positive Technologies становится все объемнее и интереснее, превращаясь в целый город и становясь все больше похожим на SANS CyberCity.

Возможность встретиться с друзьями и коллегами я смог реализовать в Cisco Coffee Point, которая была устроена на втором этаже, с которого открывался прекрасный вид на весь зал, на команду защитников, на стенд "Противостояния", на снующих туда-обратно людей...


Первоначально я был достаточно зол на организаторов, которые так запрятали вход на второй этаж, что найти его было очень непросто. Позже я оценил все преимущества такого варианта. Получилось тихое и спокойное место для встреч, где можно было поработать, поговорить о делах, просто пообщаться и выпить кофе.


В "Противостоянии" я не участвовал, но сама концепция мне понравилась. Она очень хорошо отражает текущее состояние отрасли ИБ в России - хакеры, защитники, SOCи. Особенно интересно было читать комментарии после окончания соревнований. У меня возникло недоумение по поводу одновременного награждения "хакеров", которые вроде сломали все, и "защитников", которые обеспечили 100%-ю безопасность. Но если вторые защитили, то как первые могли все сломать? А если первые все сломали, то что тогда защитили вторые? Например, упоминание произошедшего в рамках соревнования взлома GSM привело к заявлению одной из команд по эту сторону баррикад, что GSM не входил в scope (в область рассмотрения). Забавно, не правда ли? Хакеры ищут любую лазейку, а защитники обсуждают ТЗ, по которому работать. Еще один забавный случай произошел с взломом банка, со счетов которого сняли чуть ли не все деньги. По словам участников, его, оказывается, в ночь с первого дня на второй никто не защищал и не мониторил (хотя по комментариям других защитников банк вообще никто не защищал и в остальное время). Ну ведь до боли похоже на многие службы ИБ, которые работают только в рабочие часы и ссылаются на отсутствие своей вины во взломе того, что не входило в изначальный scope работ.


Возможно это был косяк организаторов, а возможно GSM и банк остались без контроля специально, но выглядело это все как-то не очень. На следующий год стоит, наверное, включить в список сценариев атаки со стороны инсайдеров (в этом году это частично пытались сделать "хакеры" из победившей команды "ЦАРКА"), а также иные жизненные кейсы, например, приходы регуляторов к защитникам или задержание хакеров :-) Последние два кейса мы отрабатывали в рамках киберучений в Магнитогорске. Да, это будет совсем не CTF, и даже не формат "Attacker-Defense", но зато очень близко к реальности.


Кстати, ребята из "ЦАРКИ" оказались большими шутниками. Они не только под видом представителей СМИ ходили по командам защитников и организаторам и подглядывали за происходящем по эту сторону баррикад, но и всупили в противоборство с командами хакеров, кого-то ломая, у кого-то уведя деньги, ранее украденные из банка.


Одним из провалов PHDays стало мобильное приложение, которое... не делает ничего. Я вообще не понял, зачем его делали. Возможно, идея и была какая-то, но довести ее до ума так и не смогли. Приложение только для новостей и программы мероприятия? Ну не знаю. Ни тебе собственного расписания, ни напоминалок о интересных докладах, ни возможности следить за "Противостоянием", ни материалов с докладов. Даже рекламы спонсоров и то не было.


В целом на PHDays мне понравилось, как и все предыдущие шесть раз. Живенько и незаезженно. Хотя понятно, что мероприятие уже достигло своего максимума. В первый день пришло 4 тысячи человек, а всего вроде как их там было около 6 тысяч. ЦМТ уже не справляется с такой массой людей. А иных площадок в Москве под такое количество участников и нет. Либо надо застраивать (а это дорого) ангары ВВЦ или Крокуса, либо фокусироваться, либо разносить по разным местам города (хакеры и бизнес). В общем на следующий год организаторам предстоит непростая задача. Удачи им в этом.

ЗЫ. В прошлый раз я делился своей взрослой мечтой - увидеть себя лысым. Мы с Алекссем Качалиным в прошлый раз поменялись личностями и нам это понравилось. В этом году мы решили повторить опыт. Посмотрите на меня лысого :-)



Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS