Почему не стоит ничего ждать от Стратегий и Доктрин ИТ и ИБ?

Почему не стоит ничего ждать от Стратегий и Доктрин ИТ и ИБ?
Пока специалисты, выйдя из отпусков и выходных, разбирается в WannaCry (вот тут можно про это более подробно почитать), решил я опубликовать философскую заметку. В продолжение темы Стратегии развития информационного общества. На самом деле речь пойдет не только о Стратегии, но и, например, о Доктрине ИБ, в разработке которой мне довелось участвовать и я даже получил благодарность СовБеза, и о проекте Стратегии кибербезопасности РФ, которая писалась в Совете Федерации, и о ряде других доктринальных и стратегических документах.

Начну с банального тезиса - в России нет стратегов в области ИТ и ИБ (или их просто нет у власти) - есть куча приглашенных для работы над "Стратегией/Доктриной" экспертов, решающих свои задачи в меру своего понимания, не видя всей картины (или видя картину, отличную от картин других). У каждого свой опыт, свое образование, свое текущее место работы. И шлют они все свои предложения в одно место. А там (возможно на Старой площади) сидит какой-нибудь ответственный и думает "вот эта идея прикольная, вставлю ее в финальный документ". И получается куча прикольных идей, но нет стратегии. Я так статьи нередко пишу - набросаю кучу мыслей, а потом привожу их в некий удобочитаемый текст, убирая что-то лишнее и связывая несвязанные мысли промежуточными абзацами. Но так то статья, а тут государственная стратегия. Если у ее координатора нет собственного финального видения, то не получится ничего. А тут еще, конечно, вмешивается известный всем  принцип Питера, который звучит как "в иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до своего уровня некомпетентности". Что мы получаем? Правильно. То, что получили в виде Доктрины ИБ или Стратегии развития информационного общества.

Я всегда считал, что стратегия - это путь к целевой архитектуре, которую и надо построить. А какова она у государства в части ИТ/ИБ? Где она определена? Как можно достичь того, что не определено? Отсюда появляются вот такие перлы: "Надо понимать, что стратегия определяет тактику" С какого перепугу? Стратегия определяет стратегию. А зачем в стратегии констатировать факты? "Пользователями Интернет в 2016-м году стали", "В России с 2014-го осуществляется подключение" и др. Ведь как должно быть? Сначала определили, чего мы хотим достичь, то есть архитектуру. Потом определили наш текущий уровень. Потом оценили разрыв и составили план перехода из состояния "как есть" в состояние "как хочется". Это и будет стратегия. Но у нас все объединяют вместе и получается...

Для любой стратегии важно отслеживать ее достижение, чтобы вовремя понять, что свернули не туда. А где они в текущей Стратегии развития информационного общества? А в Доктрине ИБ? Ни одного показателя оценки эффективности. Когда в СовБезе несколько лет назад писались основы госполитики в области формирования культуры ИБ в Российской Федерации от раздела с конкретными показателями (метриками) отказались, так как никто не хотел получить измеримый инструмент в руки, за недостижение показателей которого можно было бы и по шапке получить. Вот тут мы видим ровно ту же ситуацию и более того, это считается достижением. Вот, например, Президент Фонда информационной демократии считает, что "отсутствие конкретики и показателей эффективности - это правильно". Если нет измеримой цели, то двигаться можно куда угодно - все направления будут одинаково хороши.

Например, у нас в Cisco, есть такая часто используемая топ-менеджментом аббревиатура - VSE, которая расшифровывается как "Vision. Strategy. Execution" ("Миссия. Стратегия. Исполнение"). Циничные продавцы превратили ее в "Vision, mission и comission" ("Миссия и комиссия", то есть бонус). Но за юмором скрывается важный момент. В обоих случаях говорится о execution, то есть о конкретных действиях с конкретными ответственными, которые приводят к конкретному результату в виде доходов.

Вспомним прежний вариант Доктрины ИБ от 2000-го года. Насколько она была реализована? Вот то-то и оно. А все потому, что документ был обезличенный. Ни показателей эффективности, ни ответственных, ни сроков реализации (не то что промежуточных, но и финальных). В России работает только прямое указание/распоряжение президента с прямыми ответственными и четкими сроками (и то не всегда). Например, перечень поручений Президента РФ по вопросу совершенствования защиты информации (закрытый). Или поручение Путина Медведеву по персданным в ГИС. Или та же дорожная карта ЦБ по вопросам ИБ. Там везде прописаны и сроки, и ответственные. И их могут спросить. А в Стратегии/Доктрине нет ничего кроме общих фраз, которыми так любят на протяжении последних десятилетий бросаться чиновники всех мастей и которые начинаются с "Россия должна..." или "Россия может...". Я это "должна" и "может" уже устал слышать. Когда же она уже сможет и будет сделано то, что декларируется? Вопрос риторический.

Но если вернуться к тому, с чего я начал, то могу предположить, что родившиеся в последнее время Стратегии и Доктрины опыть не будут реализованы, а то, что будет, уж точно нельзя будет считать заслугой утвержденных документов стратегического уровня.

ЗЫ. Кстати, по поводу неустранения уязвимости ETERNALBLUE, для которой Microsoft выпустил патч еще в марте. Вспомните мою заметку с обзором второй части семинара Gartner, которая была опубликована в день начала эпидемии WannaCry. Там как раз говорится о том, что многие заказчики уже смирились с наличием уязвимостей и даже не имеют процесса их устранения. В крупных компаниях это вполне частая ситуация (все-таки масштаб имеет значение).

Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS