Впечатления от RSA Conference/Expo

Впечатления от RSA Conference/Expo
На неделе 12-17 февраля в Сан-Франциско прошла очередная, уже 26-я, конференция и выставка RSA, которая является крупнейшим событием в области информационной безопасности в мире. В этом году это мероприятие посетило 43 тысячи человек. Я планирую посвятить этому мероприятию несколько заметок (есть еще и непубличный обзор технологий, но его я оставлю для себя), тем более что там было что посмотреть и что узнать, а пока я хотел бы поделиться краткими зарисовками с RSAC, которые дополнят мои прошлогодние записи ( тут, тут, тут и тут).


Начну с патриотического :-) В этом году на выставке RSA были стенды уже трех наших компаний (EgoSecure не в счет - они упорно отказываются признавать, что ими владеют русские) - Лаборатория Касперского, ERPScan и Wallarm. Также на выставке я видел большую делегацию из 6 человек от Positive Technologies, а на конференции часто пересекался с чуть менее многочисленной делегацией Инфотекса.

Стенд Wallarm
Касперский уже не первый год активно седлает тему безопасности промышленных сетей. Они и выступают по ней (кстати, других наших я что-то в программе не заметил), и спонсируют отдельный раздел выставки под названием ICS Sandbox. В этом году, помимо своего (вроде как свежего стенда по АСУ ТП), показывали еще концепцию виртуального симулятора промышленного предприятия для отработки на нем различных сценариев негативных воздействий. Пока это только концепция и симулятор имеет только один сценарий, но выглядит перспективно. Я слышал о таких разработках по заказу МинЭнерго США, а тут разработка отечественной компании (пусть и создавал ее американец).

Виртуальный симулятор от ЛК
Стенд от ЛК
Продолжая тему патриотизма хочу сказать и про русских хакеров, которые в прошлом году были одной из пугалок RSAC (еще до взлома демпартии США и других "медвежьих" атак). В этом году про русских хакеров "в погонах" почти не говорили. Исключая выступления Альперовича из CrowdStrike, замеченного в особой любви к России, и выступления аналитика по киберразведке из американского МинОбороны, который оперировал классическими клише и не представлял никаких доказательств.

Аналитик киберразведки иллюстрировал рассках о русских хакеров картинками с сайта ФБР
А вот про русских хакеров-киберпреступников говорилось много. Причем, что интересно, говорилось это преимущественно нашими соотечественниками - либо ЛК делала доклад про русско-язычную киберпреступность, либо про это говорили эмигрировашие в США русские, пристроившиеся в американских компаниях. Местами было достаточно забавно слушать такие рассказы от людей, которые, видимо, в России и не бывали, но с уверенностью рассказывающие о "крестных отцах" русской кибермафии и, предполагая, что в зале никто не понимает по-русски, пуская "хакерский рэп" с отборным русским матом.

Вот он, крестный отец русской кибермафии

На выставке в этом году в качестве раздатки были популярны книги - как из классической серии "для чайников", так и более интересные и объемные по материалу. Экспоненты начинают понимать, что макулатура уже мало кого интересует и пытаются маскировать свои продукты и технологии под видом полезного контента; местами действительно полезного.


Китайцев стало больше; существенно больше - и с точки зрения участников, и с точки зрения стендов. Они стали более грамотные и действительно стараются ориентироваться на американский рынок. Если в прошлом году у них раздатка была вся на китайском, то в этом они почти все перевели на английский язык и даже стендисты у них понимают азык той страны, в которой они выставляются. Тихой сапой, но они действительно завоевывают рынок кибербезопасности.

Группы китайцев фотографирутся после конференции
Не буду сильно погружаться в технологические новации, которые я видел на стендах, хотя я и делал большой обзор всех новаций, но для внутреннего потребления. В условиях импортозамещения это не столь актуально для отечественного потребителя - многие продукты никогда до России не дойдут. А отечественным вендорам, которые хотят улучшить свои решения, стоит самим посетить такое мероприятие (или хотя бы лондонскую Infosecurity). Но я отметил, что на выставке практически не было SIEMов (тема сдулась похоже) и сканеров безопасности (кроме традиционных Qualys и Tenable). С последними все понятно - в круглосуточном режиме копаться в уязвимостях систем могут далеко не все - это требует своего исследовательского центра и соответствующих компетенций, что на рынке ИБ редкость. Зато было много Threat Intelligence, аналитики ИБ (это не совсем SIEM), UEBA, обманных систем, а также услуг по расследованию инцидентов, повышению осведомленности персонала, борьбе с фишингом. Красной нитью через многие стенды проходила идея применения искусственного интеллекта. Даже в аэропорту, когда я улетал в Москву, меня настигла реклама одной из компаний, которая утверждает, что у нее атаки ловит исскуственный интеллект. Правда, результаты независимых тестов показывают что искусственный интеллект еще слаб и система защиты пропускает вредоносные программы, что привело к судебному иску со стороны авторов рекламы. У упомянутой выше CrowdStrike, кстати, схожая проблема.


Традиционно, RSA - это место, куда стремятся стартапы и где они могут продатьпоказать себя. Ходя по стендам и разговаривая с некоторыми из стартапов сделал для себя несколько наблюдений. Во-первых, стартапам становится сложно выбирать имена. Поэтому они поступают просто - берут название любой собаки, овоща, "еще чего-нибудь" и добавляют к ним слово Security (например, Avocado Security). Простенько и со вкусом :-) Второе наблюдение касается одежды стартаперов. Они не утруждают себя выбором чего-то адекватного месту, куда они приходят. По тому, как одет персонал на стенде, можно понять, кто является основным заказчиком у компании и что это за компания. Например, у BAE Systems стендисты были людьми в годах и все в пиджаках - солидные люди для МинОбороны США. У стартапов же "фаундеры" и "кофаундеры" одеваютя презанятнейше. Если они и одевают пиджаки, то выглядят при этом несуразней некуда. Ну и третье наблюдение. На одном из заинтересовавших меня стендов я попробовал выяснить детали представляемой технологии и не смог. "Фаундер" сломал ногу, катаясь в Тахо (это курорт на границе Калифорнии и Невады), что и обусловило его отсутствие на выставке. А без него никто не мог объяснить, что же такого прорывного в продукте компании. Этот случай показывает риски работы со стартапами. Да, они динамичны, незабюрократизированы, гибки. Но при этом у них очень высока зависимость от основателя. Стоит ему заболеть, сломать ногу, попасть в декрет или автокатастрофу, потерять интерес к бизнесу и все, компания умирает :-( Интересно посмотреть на списки участников сколковского конкурса стартапов по ИБ, в котором ежегодно участвует несколько десятков компаний, в финал пробиваются обычно уже и не совсем стартапы, а оставшиеся за рамками финалистов обычно не выживают в течение года :-(


Отдельно хотелось бы отметить работу организаторов конференции. Я, бывая на многих мероприятиях, нигде не видел сурдопереводчиков, которые бы переводили слушателям с ограниченными возможностями озвучиваемый контент. А на RSAC я это увидел и это было реально круто.


Собственно, как и обеспечение безопасности на мероприятии - выборочный осмотр сумок, охрана, собаки, ищущие взрывчатку и т.п. И никаких рамок-металлодетекторов, которые бы превратились в узкое горлышко на событии для нескольких десятков тысяч человек.


При этом ярко проявляется демократия - около конференции активно бастовали демонстранты, обвинявшие HP в израильском аппартеиде и никто их не трогал. Ну протестуют и пусть...


Среди докладчиков, а также стендистов, было немало бывших представителей американских спецслужб - анбшников, црушников, спецагентов Минобороны или ФБР. В отличие от наших специалистов, американские не стесняются своего прошлого места службы, а даже рассматривают это как принадлежность к избранным, которые обладают сокровенным знанием. Правда не без курьезов. Например, страничка одного из спикеров в приложении конференции выглядит так, что достаточно странно для людей, которые привыкли выставлять напоказ свои достижения. Но когда видишь имя этого спикера все встает на свои места - это бывший директор АНБ, основавший с сослуживцами после ухода со службы свою компанию.


Кстати, забавно, но на конференции я столкнулся с такой вот точкой доступа:

Что еще можно отметить применительно к RSA? Традиционно проводимые киберучения в виде мозговых штурмов и CTF, различные форматы дискуссий, мастер-классов, фасилитаций (вот уж дурацкий, но прижившийся у нас термин)... Даже тему борьбы с дронами не забыли.

CTF от SANS
Борец с дронами
Пожалуй, это пока все. В остальных заметках я уже более подробно освещу отдельные темы, на которые меня натолкнула выставка и конференция RSA.
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS