Как я преподавал в МГУ

Как я преподавал в МГУ
На прошлой неделе у меня закончилось обучение в МГУ. Нет, я не вернулся на институтскую скамью спустя 20 с лишним лет после окончания своей альма-матер. Просто я преподавал в Высшей школе бизнеса МГУ, куда меня пригласили прочитать курс "Управление информационной безопасностью" для студентов 2 курса магистратуры, то есть 6-го курса (в прежней, дореформенной версии), учащихся по специальности " ИТ-менеджмент".

Мне было выделено 24 академических часа, то есть 6 лекций (18 астрономических часов), которые я разделил следующим образом:
  • Лекция 1. Что такое ИБ? История ИБ в России. Кто должен заниматься ИБ? Структура службы ИБ на предприятии. Экономика - как один из драйверов развития ИБ.
  • Лекция 2. Угрозы ИБ. Психология восприятия риска. Kill Chain. Модель угроз и нарушителя.
  • Лекция 3. Технологии ИБ. Международные и российские подходы. Архитектура ИБ.
  • Лекция 4. Законодательство по ИБ в России.
  • Лекция 5. Процессы и управление ИБ. ISO 27xxx. Цикл Бойда. Cyber Security Governance. Подход Банка России. 
  • Лекция 6. Измерение ИБ. Психология ИБ. Внутренний маркетинг. Теория организации и ИБ.
Потом оказалось, что последняя лекция должна была быть выделена под зачет и программу пришлось ужимать в 5 лекций, что я и сделал. Учитывая направленность программы ВШБ МГУ, я отказался от того, чтобы читать "чистую технику" - защитные меры ФСТЭК, требования ФСБ, положения ЦБ. Я ограничился их обзором, а сконцентрировался именно на менеджерских темах, которые должны заложить основу понимания ИБ именно с точки зрения бизнеса, не забывая при этом и про традиционный взгляд на ИБ с точки зрения угроз и нормативки.

С одной стороны - преподавать в МГУ было моей мечтой еще с давних времен, когда я "опозорился" на ВМК рассказывая о технологиях обнаружения атак, а студенты меня "валили" вопросами теории вероятностей, матстатом и ошибками первого и второго рода :-) И вот пришел мой черед "глумиться" :-) Шучу. По сути это оказался мой первый опыт обучения не матерых дяденек и тетенек, которые уже не первый год работают по направлению ИБ и которые повышают свою квалификацию. Студенты, молодые юноши и девушки, которые в свои 20 с небольшим лет пытаются изучать то, что может быть им никогда и не пригодится в жизни (из моих однокурсников мало кто пошел по специальности работать). Интересный опыт оказался. Я преклоняю голову перед преподавателями, которые делают это на постоянной основе!

Учить тех, кому возможно все равно, - это тяжело. Я преподавал после работы, с 7-ми до 10-ти вечера, и могу сказать, что те, кто делает это постоянно - просто герои, энтузиасты своего дела. Одно дело читать тем, кто осознанно идет на обучение в учебные центры, и совсем другое дело пытаться заинтересовать студентов. И хотя в обоих случаях обучение идет не на свои (либо на деньги работодателя, либо на деньги родителей), разница все-таки ощутима.

Еще я был в шоке от бюрократии :-) Подготовить учебный план - это тот еще квест. Хорошо что я попал в госпиталь и был лишен этого счасться, сразу перейдя к обучению после выхода из больничной палаты. Учитывая не самую высокую зарплату (преподавателям же платят почасовую ставку и время подготовки, которое может быть на порядок длиннее самой лекции, не засчитывается), я преподавателей ВУЗов стал ценить еще больше (разумеется, если они не рассматривают свою работу как провинность и не просиживают просто штаны). Кстати, когда я читал лекции по программе MBA (тоже вечерами или в выходные дни) в РАНХиГС меня удивляло, почему преподаватель получает так мало денег. Люди платят по 150-300 тысяч, а зарплата преподавателя невысока. А тут, посетив Cyber Day в Сколково, я вспомнил Илью Пономарева, который за 10 лекций в Сколково получил 750 тысяч долларов. Почему он может получать такие деньги, а преподаватель по ИБ - нет? Странно, очень странно :-)

Но вернемся к обучению в МГУ (хотя некоторые мои коллеги считают, что это профанация и настоящей ИБ учат только 2-3 ВУЗа в стране, а в МГУ только 2-3 факультета и ВШБ МГУ в их списке не числится и не может, так как это детский сад). Когда я узнал о зачете, я на некоторео время впал в ступор. То ли поставить зачет всем автоматом, следуя принципу "чем меньше студент знает, тем больше у меня перспектив, как у специалиста", то ли поглумиться над студентами, как они надо мной 20 лет назад? В любом случае вопрос о том, как принимать зачет, ставил меня в тупик. Я даже старших товарищей об этом спрашивал. Потом мне пришла в голову банальная идея - дам бизнес-кейс и пусть решают. В качестве примера взял сам факультет, который проводит обучение по программам бакалавриата и магистратуры, MBA и Executive MBA, и предложил 18-ти своим студентам билеты с 18-тью вопросами:

  1. Перечислите стейкхолдеров ИБ для ВШБ МГУ?
  2. Перечислите угрозы ИБ для сайта ВШБ МГУ
  3. Что является объектом защиты в ВШБ МГУ?
  4. Какие особенности ИБ в ВШБ МГУ по сравнению с предприятием, на котором вы работаете (если работаете)?
  5. Кто представляет угрозу для ВШБ МГУ?
  6. Каковы могут быть бизнес-последствия в результате взлома сайта ВШБ МГУ?
  7. Какое законодательство по ИБ может распространяться на ВШБ МГУ?
  8. Ректор ВШБ МГУ отказывается инвестировать в ИБ. Что вы ему возразите?
  9. Какие доводы вы будете использовать, чтобы заручиться поддержкой руководителя международных программ ВШБ МГУ при получении инвестиций на ИБ?
  10. Как вы думаете, легко ли будет в ВШБ МГУ внедрить процессный, формализованный подход по ИБ? Обоснуйте
  11. Какие потребности в ИБ могут быть у ВШБ МГУ?
  12. В какой ИБ заинтересованы студенты ВШБ МГУ?
  13. Служба ИБ ВШБ МГУ не смогла защитить персональные данные студентов и они утекли в Интернет. Какие действия надо предпринять в первую очередь и почему?
  14. Проведите SWOT-экспресс-анализ ИБ в ВШБ МГУ.
  15. Что проще, посчитать отдачу от инвестиций в ИБ в ВШБ МГУ или оценить удовлетворенность студентов от уровня ИБ в ВШБ МГУ? Обоснуйте свой вывод.
  16. Вы встретили декана ВШБ МГУ в лифте главного корпуса МГУ. У вас есть 1 минута, чтобы объяснить ему, почему ему важно подумать об ИБ в ВШБ МГУ.
  17. Сайт ВШБ МГУ взломали. Ваши действия?
  18. Каковы могут быть бизнес-последствия в результате утечки списка студентов и выпускников ВШБ МГУ?
Никакой техники (почти) - все в рамках рассмотренных в курсе тем. Получил в итоге очень интересные письменные ответы, которые все вместе и после небольшой доработки представляют собой полную картину ИБ в ВШБ МГУ с точки зрения бизнеса. Если бы я устраивался на работу в ВШБ МГУ в качестве CISO, то у меня была бы уже готовая программа выстраивания взаимоотношений с бизнесом и обоснования перед ним необходимости инвестиций в ИБ.

Надо признать, что студенты, если не считать некоторой безалаберности, нежелания думать и надежды проскочить на халяву, справились со своими заданиями. Хотелось бы думать, что это моя заслуга :-) Могу предположить, что если студенты, плохо знакомые с ИБ и бизнесом, смогли ответить на поставленные вопросы, то и матерые безопасники смогли бы. И это в пух и прах разбивает тезис о том, что ИБ нельзя рассматривать как бизнес-функцию, а только как торговлю страхом.

Вот такой интересный эксперимент, который позволил мне не только получить новый опыт, но и привел к обновлению материалов по описанной выше тематике, сжатых в небольшие презентации (200 слайдов на лекцию - это же немного :-)
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS