Так готова Россия к информационному противоборству или нет?

Так готова Россия к информационному противоборству или нет?
Про отношение к кибервойнам в РФ я уже писал неоднократно ( тут , тут  и тут ). Сначала это было скорее негативное отношение. После активного вовлечения Рогозина и Шойгу в этот процесс появилась некоторая надежда. Сначала замначальника Генштаба выступил на последнем Инфофоруме с очень неплохим докладом, показывающим понимание проблемы. Потом появилась информация что одно Минобороны РФ объявило  тендер на исследования в сфере информационной безопасности. Среди прочего вооруженные силы РФ заинтересовались "методами и средствами обхода антивирусных систем, средств сетевой защиты, средств защиты операционных систем". В марте Рогозин заявил  о создании киберкомандования, а совсем недавно Шойгу заявляет о создании "научных рот" и привлечении талантливых программистов в Вооруженные Силы.

5 июля Путин провел  заседание Совета Безопасности, где, среди прочего, говорил о милитаризации киберпространства и необходимости быть готовым к отражению киберугроз. В частности Президент заявил, что необходимо "повысить уровень защиты соответствующей инфраструктуры, прежде всего информационных систем стратегических и критически важных объектов". Среди первоочередных задач названо военное планирование. Безусловно важнейшая задача. И вот вчера она стала реализовываться - Президент подписал Указ  №631 "Вопросы Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации", в котором явно говорится о том, что теперь именно Генштаб отвечает за подготовку и представление Президенту плана информационного противоборства.

Кстати, в последней редакции Национальной стратегии кибербезопасности, готовящейся в Совете Федерации, также веден термин "кибервойна"; как и термин "кибероружие". Вроде бы все хорошо. Президент, вице-премьер, министр обороны (ну и еще некоторые не столь явные, но высокопоставленные чиновники) заявили о необходимости готовиться к кибервойнам. Но вот дальше...

23 июля Президент подписал закон 208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищённости объектов". По идее, есло сложить слова Путина о защите критически важных объектов от кибернападений и появление нового закона, можно было бы сделать вывод о том, что в новый закон должны быть внесены изменения именно в части антитеррористической защищенности и в информационном пространстве. Но... в подписанном законе ни слова об кибертерроризме!

Ну может просто не успели внести необходимые изменения? Все может быть. Но только если бы это было единственным пятном. Так нет. Помните я писал  про созданный в начале года Фонд перспективных исследований? Тогда я предположил, что фраза Рогозина о том, что надо учитывать не только угрозы прошлого, но и угрозы будущего, и горизонт планирования новых угроз должен составлять 30 лет. Я наивно полагал, что в Военно-промышленной комиссии понимают о том, что помимо ядерного оружия и иных видов вооружений сбрасывать со счетов кибервойны не стоит. Каюсь, был наивен.

Недавно прочитал доклад Общественного совета Председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ "Фонд перспективных исследований в системе оборонных инноваций". В нем перечислено то, как должны развиваться научно-техничские разработки оборонного назначения. По идее и информационному противоборству должно было быть найдено место в этом отчете. Ан нет. В список попали:
  • биоинженерия человека (органы для трансплантации, искусственная кровь, криоконсервация, реанимационный робот),
  • биотехнологическое производство материалов и топлива,
  • интегрированные сетевые технологии и разумные сети управления,
  • транспортные системы (гиперзвуковой самолет, экраноплан, конвертоплан),
  • энергетика (линейные генераторы, редокс-аккумуляторы),
  • военная робототехника (глубоководные аппараты, высотный беспилотный разведчик, транспортный робот-мулькоптер, автоматизированный грузовик, патрульный робот, экзоскелет).
Более подробно этот отчет проанализирован тут . Я же хотел коснуться только третьего пункта. По идее это то, что у иностранцев называется C4I (command, control, communications, computers, and intelligence). Т.е. информационные технологии для поддержки процесса ведения войн. Это не то, чтобы плохо, но явно недостаточно. Тут подразумевается, что ИТ - это важный, но всего лишь сопутствующий механизм. Кибервойны как самостоятельное направление у нас почему-то не рассматривают серьезно. И даже об атаках на критические инфраструктуры говорят, но реально к ним готовятся мало. Как минимум, на уровне планирования, о важности которого говорил Путин. Т.е. опять хаотические движения без четкого плана... В какой-то момент это аукнется ;-(

ЗЫ. Кстати, осенью готовится принятие некоторых нормативных актов по теме безопасности критических инфраструктур.
кибервойна стратегия МинОбороны
Alt text

Большой брат следит за вами, но мы знаем, как остановить его

Подпишитесь на наш канал!