ДТП как зеркало отрасли информационной безопасности

ДТП как зеркало отрасли информационной безопасности
Все как-то не было повода, а тут он сам собой и с неожиданной стороны проявился. Попал я ДТП с участием Камаза, двух автобусов и 5 легковых автомобилей. Авария была серьезная - лобовое столкновение Камаза с одним из автобусов, водителю которого пришлось ампутировать обе ноги. И пока я находился на месте ДТП, а было это в течение 6 часов, и наблюдал за всем происходящим мне в голову пришли две мысли, имеющие отношение к ИБ.




Сам не раз ловил себя на том, что любая авария, мимо которой проезжаешь, вызывает любопытство. А что, а как, а почему?.. Но со стороны все это обычно выглядит не так, как в ситуации, в которой ты сам один из главных героев. За 6 часов вокруг места аварии скопилось немало зевак, многие из которых тупо щелкали все происходящее на камеры своих смартфонов. Потом появилось несколько видеоблогеров, которые решили не просто поснимать аварию с тротуара, а пробраться к самим машинам, залезть в наполовину снесенную кабину Камаза и полностью смятую кабину автобуса. Потом подтянулась пресса - ТВ и радио. Особенно настырным был корреспондент РЕН-ТВ, который все пытался взять интервью у водителей пострадавших машин, которые были явно не расположены что-то комментировать.

Очень сильно мне это напомнило ситуацию с взломами или утечками в той или иной компании. Да и, пожалуй, с любым инцидентом ИБ, который становится достоянием гласности. Кто-то просто копируют новость с какого-либо новостного ресурса, кто-то ее сухо комментирует (мол так-то и так-то), а кто-то ярко смакует все детали, сразу найдя "виновного" и сходу, но новостным лентам, определив причину происходящего. Когда ты находишься в роли комментатора, то вроде бы ничего и нет в этом предосудительного (если этическую грань не переходить). А вот когда ты в роли комментируемого... Картина меняется. Уже не так весело и не так интересно. Хочется, чтобы это поскорее закончилось и жизнь продолжала бы течь как раньше. В общем ничего нового. Старая, очень старая поговорка. "Не делай другим того, что ты не хочешь, чтобы делали тебе". Не говори о других так, как не хочешь, чтобы говорили о тебе. Комментатор уверен, что его или его компанию не взломают и ему не придется оказаться в роли комментируемого? А если утечка произойдет? А если в его продуктах (если он их выпускает) найдут целый букет дыр? Вот такой была моя первая мысль, когда я сидел в машине, вокруг лил дождь, копошились спасатели, гаишники, следователи, муниципалы и еще масса всякого народа.

Вторая мысль пришла уже позже, когда спустя 6 часов после аварии нас отпустили по домам. Кто бывал в ДТП, тот знает, что обычно оформление проходит быстрее. Если дело происходит в Москве, то каждая машина ГИБДД обычно оснащена принтером и подключением к Интернету. Это сильно ускоряет процедуру оформления - в последний мой раз на оформление паровозика из 4-х машин ушло всего 2 часа с момента ДТП и моим отъездом домой. И это при том, что ДТП произошло в 18 часов с небольшим, то есть в час пик, на загруженной Ленинградке. Но вернемся к последней аварии.

Дело было на Новокуркинском шоссе, которое разделяет Москву и Московскую область. Это привело к тому, что на место ДТП приехали и столичные наряды, и областные. Было 8 машин скорой помощи, машина ЦЭМПа (Центра экстренной медицинской помощи), 5 машин МЧС и пожарных, 6 машин ГИБДД и парочку личных БМВ, видимо, руководителей близлежащих подразделений МВД. 20+ машин!!! Неорганизованность полнейшая.

12 (!) пожарных фотографировали место происшествия - каждую столкнувшуюся машину с двух сторон. Двенадцать! Я потом спросил одного из них, зачем они это делали? Оказалось все просто - у них порядок такой. Каждый наряд должен сделать фотофиксацию места, на которое они выехали, для отчетности. Для гарантии, что фотографии получатся, в каждом наряде фотографируют 2-3 человека. Отсюда такое количество "фоторепортеров".

Пожарные прибыли на место спустя несколько минут после ДТП; благо областная пожарка была в 600 метрах, а московская - в километре. Однако они еще 4 часа ждали следователя, который должен был им разрешить растаскивать поврежденные машины. Приехавший же следователь оказался молодым и явно неопытным (как же его кляли гаишники) - он все кому-то звонил и уточнял, как надо заполнять документы по происшествию (оторванные ноги водителя автобуса - это уголовное преступление). Сами же спасатели и гаишники не хотели ничего решать, боясь брать на себя ответственность. Позже, пообщавшись с ними, я понял, что им могут еще и по шапке надавать, если они "внесут изменения на месте аварии". Поэтому и приехавший для растаскивания Камаз, и машина для эвакуации автобуса, стояли на аварийке в течение нескольких часов, пока им дадут делать свое дело. И стояли они, конечно же, на проезжей части, перекрыв одну из полос, усугубляя и так непростую дорожную ситуацию.
В итоге, заполнив все протоколы, объяснения, расписки, спустя 6 часов, мы уехали с места ДТП по домам.

Вся эта бюрократия мне напомнила фрагмент из старого советского фильма "Огарева, 6":



И несмотря на 36 лет, прошедшие с момента выхода фильма о доблестной милиции, ситуация совсем не сдвинулась с мертвой точки. И надо признать, что в информационной безопасности, а точнее в расследовании инцидентов ИБ все точно также. Куча бумаг, неорганизованность, конкурирующие "смежники", нежелание брать на себя ответственность и... куча потерянного драгоценного времени. И это не пессимизм, а реалии, которые все глубже и глубже засасывают тех, кто сталкивается с государственными органами, которые требует уведомлять их об инцидентах ИБ. Пока это сделано для объектов ТЭК ( постановлению №861 в октябре будет уже 3 года) и банков. Не за горами требование оповещать СОПКУ. А там может всплыть и тема уведомления об инцидентах с персданными граждан (она уже давно муссируется в кулуарах).

Вот такие вот мысли...
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS