Кому ты будешь нужен через 5 лет? А через 10?

Кому ты будешь нужен через 5 лет? А через 10?
Чем хороши длинные командировки в другие страны (и только этим они и хороши) - возможностью остановиться и подумать, поразмышлять. Собственно, данная заметка - это как раз результат такого размышления, начало которому было положено еще на Уральском форуме, продолжилось все в Сан-Франциско, в котором я был в рамках посещения RSA Conference, а закончилось опять на североамериканском континенте, который я посетил в конце апреля в рамках SOC-тура.

Кому мы будем нужны через 5 лет? Вот так, немного и немало. По-философски. Но не в контексте семьи или страны, а в контексте профессии. Будем ли мы востребованы через 5 лет в качестве специалистов по безопасности? "Мы", в данном случае, это мое поколение, хотя вопрос, наверное, будет применим к специалисту любого возраста.

Я вспоминаю то, чем я занимался и что было в моде, когда я заканчивал институт, что было 10 лет назад и что есть сейчас. Это совершенно разные миры ИБ. Разумеется, если отвлечься от всего того, что происходит за пределами России, то изменений пока не столь явны. Но это пока. Технологии все-таки меняются очень быстро и за ними нужно как-то успевать следить, если хочется быть востребованным и дальше.

Я регулярно получаю вопросы от будущих выпускников ВУЗов или аспирантов - о чем им писать диплом или диссертацию? И я понимаю, что мне им особо нечем помочь. То, что модно и на слуху сейчас, завтра перестанет быть актуальным. Если сейчас начать чем-то заниматься (не для галочки), то к окончанию работы тема уже может стать ненужной или, как минимум, не столь актуальной.

Тоже самое и с учебой. Учиться на кого-то, потому что это нужно сейчас, бессмысленно. Завтра это уже будет неактуально. Возьмем, к примеру, такую моднейшую профессию, как аналитики данных. Сейчас эти люди получают большие зарплаты и ежегодный дефицит в них оценивается в несколько сотен тысяч человек. Но к 2025-му году предсказывают, что их заменят системы искусственного интеллекта. Поэтому даже если сейчас пойти в ВУЗ и потратить пять лет на погружение в тему, к окончанию обучения, останется всего 4 года на извлечение прибыли из своих знаний. А потом все - в утиль или на повышение квалификации.

Сегодня очень модный термин - это Agile, который сложно перевести на русский язык одним словом. Быстротечность... Изменчивость... Он хорошо отражает те проблемы, которые возникнуть у специалистов по ИБ в скором времени. Все будет меняться очень быстро (если не рассматривать вариант, когда Россия пойдет по пути Северной Кореи или самоизоляции). И почивать на лаврах или базироваться на своих знаниях, полученных в ВУЗе уже не удастся. Хотя никто, наверное, никогда на этих знаниях и не строил свой профессиональный путь - уровень вузовского образования по ИБ сегодня очень низкий. Но и полученные пять лет назад или год назад знания уже тоже устарели. Я про это уже писал неоднократно, объясняя, почему у нас такое закостенелое законодательство по ИБ. Но ведь каждый из нас может превратиться в такого же закостенелого безопасника, который не видит и не хочет видеть ничего нового, сидя на багаже своих старых знаний и заслуг.

Иногда смотришь на наши отечественные мероприятия по ИБ, видишь докладчиков или просто участников и понимаешь, что ты не хотел бы быть похожими на них :-( А его приглашают только потому, что когда-то он блистал в узких кругах или дослужился до больших званий. Но с тех прошло уже много лет, а он все такой же - ждет, что его будут ценить за его прошлые заслуги, будут выдавать специальные VIP-бейджики и приглашать в VIP-комнаты. Не хочется превращаться в такого "старпера от ИБ" :-(

Когда я был на RSA Conference, меня приятно удивил Ади Шамир, человек-легенда в области криптографии и информационной безопасности. Один из авторов алгоритма RSA (буква S как раз от его фамилии), лауреат премии Тьюринга (аналог нобелевки для математиков). Он достиг всего, что можно в профессии. Но несмотря на это, он продолжает учиться - ходит на доклады, внимательно слушает, ничем не выделяется, стоит в очереди как все, не требует особого отношения к себе. Да и в общении приятный человек. Ты понимаешь, что человек востребован и хочет быть востребован дальше.

Ади Шамир
К чему такая философская заметка? Не потому что мне надо было чем-то занять руки во время ожидания рейса на Москву :-) Просто это тот вопрос (который вынесен в заголовок), я регулярно задаю сам себе :-) И не всегда сам имею ответ на него. Вот выпустишь какую-нибудь "вентиляторную" заметку и радуешься - попал в тему, народ ее обсуждает, дисскутирует, значит не зря. А бывает опубликуешь что-нибудь очень, на мой взгляд, интересное, а народ безмолствует и начинаешь задумываться, блин, не попал, пора на покой...

Вспоминая популярнейшую заметку последних месяцев "советы сороколетних тридцатилетным", хочу тоже дать один банальный, но и самый ценный (со временем это понимаешь) совет. Нужно учиться искать информацию и работать с ней! И конечно же нужны базовые знания, от которых можно отталкиваться в будущем и на которых строить фундамент собственного развития. А без этого очень быстро скатишься в кювет и будешь подыхать на свалке истории, завидуя молодежи или просто более удачливым коллегам.




ЗЫ. Какая-то философия получилась... Видимо старею... Или вино действует :-)
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS