Поведение молодежи в Интернет как угроза безопасности

Поведение молодежи в Интернет как угроза безопасности
Выражение "поколение Next" или "поколение Пепси" стало известным в 90-х - начале 2000-х годов и оно отражало совершенное новое поколение молодых людей, выросших в условиях полного отсутствия советской идеологии, в условиях перестройки, рыночных отношений и т.д. Сегодня появляется новый термин, отражающий очередную смену поколений. Это термин "поколение Y" или "millennial". Надо заметить, что в отличие от многих читателей этого блога, поколение Y выросло в то время, когда Интернет уже был распространен (многие даже не знают что такое ходить в FIDO на скорости в 14400 бод), когда компьютер перестал был предметом роскоши, когда у каждого появился мобильный телефон или смартфон. Поменялось  у этого поколения и поведение в Интернет и поведение, связанное с применением информационных технологий. Частично, такие изменения описаны в отчете Cisco по глобальным сетевым технологиям, но мне бы поговорить хотелось не о нем.

В конце сентября был выпущен еще один интересный американский отчет, подготовленный по заказу Министерства национальной безопасности США (Department of Homeland Security). Отчет не очень большой - всего 60 страниц, но выводы в нем сделаны очень интересные. В нем говорится, что поколение "тысячных" (millennial) является первым, кто "всегда на связи", "всегда подключен" к средствам коммуникаций. Они не видят своей жизни без iPhone и iPad, без своего MacBook или другого лептопа. Они приносят их на работу и на учебу, создавая новые каналы реализации угроз, расширяя спектр возможных уязвимостей. Это новое поколение не понимает тех проблем и задач ИБ, которые стоят перед более старшими товарищами. Я уже как-то писал , что для современной молодежи нормальным является открыть о себе как можно больше данных в социальных сетях. Иначе они будут считаться "белыми воронами". И про исследование Евросоюза о парадоксах в словах и действиях субъектов персональных данных тоже писал .

И вот американское исследование, задачей которого было изучить поведение поколения Y в киберпространстве и сформировать идеи по повышению осведомленности Интернет-молодежи в вопросах обеспечения информационной безопасности. Было проведено несколько экспериментов, которые и позволили сделать выводы о том, что современная молодежь гораздо хуже соблюдает многие классические требования по безопасности - по правильному выбору паролей, по работы с электронной почте, по борьбе с фишингом и т.д. Вот облегченная сводная статистика.


Дальше исследователи стали пытаться найти ту форму донесения информации дл поколения Y, которая бы смогла помощь поднять уровень осведомленности в вопросах безопасности. Были опробованы разные варианты. Например, такой


Но в процессе экспериментов оказалось (что неудивительно, конечно), что девушки и юноши по-разному реагируют на те или иные формы и форматы донесения информации. Поэтому были разработаны отдельные "женские" и отдельно "мужские" способы коммуникаций.


Они варьировались от обычных "ну, чувак, ты лоханулся и нажал на сообщение, которое увело тебя на вредоносный сайт" до достаточно информативных и содержащих конкретные рекомендации по повышению уровня защищенности. Например, вот так выглядела коммуникация с молодой девушкой, которая неумело выбирала пароли доступа к различным социальным сетям и иным посещаемым Интернет-проектам.


Никаких текстовых памяток или парольных политик на 10-20 страниц. Все лаконично и предельно понятно. "Длиннее, сложнее, разнообразнее" так звучит девиз при выборе пароля.


И это дало свой эффект - поведение испытуемых поменялось в лучшую сторону. Выбираемые ими пароли стали сложнее и длиннее. Они стали реже заходить на фишинговые сайты и кликать по ссылкам в приходящих сообщениях e-mail. А значит выбранная форма повышения осведомленности была правильной и сыграла свою позитивную роль.




Вывод из этого исследования напрашивается простой - нельзя почивать на лаврах и жить с политиками, разработанными 5-10 лет назад или даже год назад. Нельзя иметь один комплект политик и требований. Надо учитывать целевую аудиторию! Этот классический маркетинговый принцип может быть и должен быть транслирован в т.ч. и в информационную безопасность. Без этого все попытки повысить уровень защищенности своей организации (даже с отличными средствами защиты, кипой правильных документов и аттестатом соответствия) будут обречены. Ведь безопасность системы равна безопасности самого слабого звена, а им всегда был и остается человек. Исключая его из процесса обеспечения ИБ на предприятии мы делаем ситуацию только хуже.
повышение осведомленности психология наука
Alt text

Ваша приватность умирает красиво, но мы можем спасти её.

Присоединяйтесь к нам!