Чем мне запомнился 2012 год: часть третья, финальная

Чем мне запомнился 2012 год: часть третья, финальная
В финальной части анализа итогов 2012-го года с точки зрения информационной безопасности я хочу остановиться на двух моментах. Первый - это провал выстаовк по информационной безопасности и изменение формата проведения мероприятий по ИБ. Про провал (несмотря на победные реляции организаторов) Инфобеза и Infosecurity не писал только ленивый - повторяться не буду. Причин тут, на мой взгляд, несколько. И непонимание организаторами отечественного рынка ИБ (а может быть и нежелание инвестировать в такое мероприятие), и отсутствие продуктового рынка как такогого, и незрелость эскпонентов. Михаил Емельяников про это хорошо написал.Зато изменилась конференционная часть. Я про это тоже писал неоднократно. Например, тут или тут. PHD, ZeroNights, ИнфоБЕРЕГ, IT & Security Forum, Уральский Форум - яркие примеры того, как можно делать неплохие мероприятия.

Последний и, пожалуй, самый запоминающийся итог для меня - это открытось регуляторов для диалога. Про это я уже писал не раз. Наверное, вот этот мой пост полностью отражает мой взгляд на ситуацию и переписывать его еще и тут смысла не вижу. Хочу только привести факты:
  1. Первый позитивный опыт общения с регуляторами был еще в 2009-м году, когда ЦБ под эгидой АРБ собрал экспертную группу для работы над 4-й (текущей) версией СТО БР ИББС в части регулирования вопросов защиты прав субъектов ПДн и защиты самих ПДн. Потом был опыт работы с ЦБ в части разработки 382-П. И сейчас ЦБ не прекращает эту деятельность, привлекая внешних экспертов для разработки и экспертизы тех или иных нормативных актов, включая СТО БР ИББС и т.д.
  2. Другой позитивный опыт общения с регуляторами зафиксирован с Роскомнадзором. Именно в результате такого общения Роскомнадзор выпустил разъяснение по вопросам, касающимся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве. И это только первый шаг, за которым, я надеюсь, последуют и другие.
  3. Про взаимодействие с ФСТЭК я писал неоднократно и с точки зрения открытости они сейчас, наверное, находятся на первом месте, обойдя даже Банк России по этому показателю. Выложенные на сайте документы, приглашение присылать свои замечания и предложения (особенно предложения, а не огульную критику "все плохо - переделать"), учет полученных предложений, выкладывание результатов рассмотрения каждого полученного предложения... Просто отлично на мой взгляд. Разумеется, сделать процесс более автоматизированным было бы неплохо - какую-нибудь платформу краудсорсинга замутить или формализовать процедуру общения с экспертным сообществом. Но с чего-то надо начинать.
Отдельно хочется отметить инициативу Совета Федерации по разработке Стратегии кибербезопасности (рабочее название), к работе над которой привлекли экспертов и даже открыто пригласили всех желающих высказать свою позицию на прошедшем недавно заседании в Совете Федерации. Не знаю, что выйдет из этой инициативы - пока сложно предсказывать. К законодательным органам у меня отношение настороженное и пока все инициативы привлечения общественности (по нашим вопросам) ни к чему не привели.

Ну и совсем отдельно хочется сказать про ФСБ. Контакт с ним тоже некоторый есть. Да, они готовы выслушать замечания. Да, они готовы ответить, что из замечаний принято, а что нет и почему (обычно по причине нецелесообразности по их мнению). Но иногда мне кажется, что это все некоторая игра по общепринятым правилам и не более. Ну вот принято создавать Общественные и Консультативные советы и спрашивать у общества мнения. Вот ФСБ и спрашивает. Но спрашивает так, как умеет. А потом все делает по своему. Учитывая роль и влияние данного регулятора они могут пока плевать на мнение экспертного сообщества, на мнение бизнеса, на мировую практику - они считают себя умнее всех. И в этом проблема, для которой я пока не вижу решения.
    Отдельно хочется отметить реакцию сообщества на открытость регуляторов. Ох, непривыкли у нас эксперты к такой открытости. В заметке для DLP-Эксперта я написал, что проект приказа ФСТЭК по персданным - это первый опыт привлечения экспертов к работе над документом. Нет, это не так, я ошибся. Первый опыт был еще в сентябре, когда ФСТЭК через RISSPA пригласила всех поучаствовать в работе над глоссарием терминов по облакам и облачной безопасности. Потом был проект "нового СТР-К" и вслед за ним проект приказа по защите ПДн. Это уже не совпадение, это скорее тенденция. И если сообщество хочет жить в красивом ИБ-мире, который каждый себе рисует сам, то пора слезть с дивана и поучаствовать не просто в критике, а в конструктивной работе над тем, что предлагают регуляторы. Надо быть более активными или даже проактивными.

    И если работа пойдет и число экспертов, которые начнут писать в ФСТЭК свои предложения, перевалит хотя бы за 2-3 десятка, то я склонен согласиться с Евгением Родыгиным, что надо каким-то образом привлекать профессиональные сообщества для взаимодействия с регуляторами. Экспертные, общественные, консультативные советы при ФСТЭК или ФСБ - это хорошо, но этого недостаточно. Профессиональные объединения (RISSPA, DLP-Эксперт, АБИСС, не к ночи упомянутая АРСИБ, АДЭ, РАЭК, НП НПС) должны стать связующим звеном или площадками, к которым обращаются регуляторы, и на которых затем обкатываются ответы регуляторам, чтобы последние не сталкивались с десятками или сотнями частных предложений. Это позволить формализовать и пустить в нужное русло процедуру экспертного обсуждения всех новых нормативных актов в области информационной безопасности.
    тенденции ФСТЭК ФСБ
    Alt text
    Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
    310K
    долларов
    до 18 лет
    Антипов жжет
    Ребёнок как убыточный
    актив. Считаем честно.
    Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

    FREE
    100%
    Кибербезопасность · Обучение
    УЧИСЬ!
    ИЛИ
    ВЗЛОМАЮТ
    Лучшие ИБ-мероприятия
    и вебинары — в одном месте
    ПОДПИШИСЬ
    T.ME/SECWEBINARS