Реестр отечественного софта в контексте информационной безопасности

Реестр отечественного софта в контексте информационной безопасности
Все думал, писать или не писать про реестр якобы отечественного софта в контексте информационной безопасности. Но тут, после публикации новости о внесении в реестр около сотни российских продуктов, все-таки решил выплеснуть ушат эмоций на околореестровую тему. Собственно, даже это будут не эмоции, а скорее мысли вслух по поводу конкретно этого реестра и способа его ведения. Сразу скажу, что я не против развития отечественной ИТ/ИБ-индустрии. Только вот делается это как-то несуразно и вот несколько тому подтверждений.

Итак, данный реестр создается на основанииПостановления Правительства №1236 от 16 ноября 2015 года и поэтому я буду полностью ориентировать именно на его текст в своих размышлениях. Во-первых, где в этом ПП-1236 и, как следствие, в реестре ПО не для ЭВМ? И вообще, почему все так привязаны к этой дурацкой формулировке "программное обеспечение для ЭВМ и баз данных", кочующее из закона в закон? То, что эта фраза появилась в старом законе "Об авторском праве и смежных правах", не делает ее истиной в последней инстанции. Просто авторы этого дремучего закона от 93-го года на момент его написания и не знали, что программа может запускаться не только на ЭВМ. А сейчас? Возьмем уже всем набивший оскомину Интернет вещей. Если рассматривать ПО для работы какого-нибудь датчика IoT, то считать ли его программой для ЭВМ? И тоже самое сетевое оборудование? А BIOS/UEFI? Собственно к фразе "происходящего из иностранных государств" тоже есть немало претензий. Linux у нас откуда происходит? Ну да ладно, пойдем дальше.

Реестр должен содержать код (коды) продукции в соответствие с ОКВЭД. Тыц-тыц... С ОКВЭД в ПП-1236 вообще фееричная история. Дело в том, что в России принято... триклассификатора ОКВЭДа. Один, ОКВЭД ОК 029-2001 был принят в 6-го ноября 2001 года. Второй - ОКВЭД ОК 029-2007 от 22.11.2007. Третий - ОКВЭД ОК 029-2014, принятый 31.01.2014. Так вот у нас сейчас действует не финальная редакция ОКВЭД, а первые две (тоже странная конструкция). Действуют они до 1-го января 2017-го года, и в них нет кодов для области информационной безопасности. Есть вот такие:
  • 72.10 Консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники
  • 72.20 Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области
  • 72.30 Обработка данных
  • 72.40 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов
  • 72.50 Техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники
  • 72.60 Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий
  • 74.6 Проведение расследований и обеспечение безопасности (правда, физической и антитеррористической)
  • 75.24 Деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности (сюда, наряду с деятельностью ФСБ, СВР, МВД, ФНС и других силовиков, попало и обеспечение безопасности средств связи и информации, но не информационных систем, и не сетей связи, и не СВТ).
В новой редакции коды поменялись. Например, 72.20 - это теперь не разработка ПО, а научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук. К теме ИТ относится новая категория 58.2 "Издание программного обеспечения" и в ней:
  • Издание прочих программных продуктов (программных продуктов общего пользования), включая перевод или адаптацию программных продуктов общего пользования для конкретного рынка за собственный счет: операционные системы, приложения для бизнеса и прочие приложения)
  • 18.20 - воспроизведение программного обеспечения
  • 47.41 - розничная торговля готовым программным обеспечением
  • 62.01 - производство программного обеспечения, не связанного с изданием, включая перевод или адаптацию программного обеспечения общего пользования, для конкретных приложений, за вознаграждение или на договорной основе
  • 63.11 - интерактивное предоставление программного обеспечения (предоставление прикладного хостинга, предоставление прикладных программ)
  • 46.51 - деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий продажу аппаратных средств вычислительной техники или программного обеспечения
  • 33.20 - установка универсальных ЭВМ и аналоговых компьютеров
  • 62.09 - установка (настройка) персональных компьютеров
  • 80 - Деятельность по обеспечению безопасности и проведению расследований
  • 26.30.11.160 - программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий
Из ОКВЭД2 пропало обеспечение безопасности средств связи и информации; я этого пункта вообще в новом ОКВЭД не нашел. Получается, что когда говорили об импортозапрещении и в качестве одного из мотивов приводили тему национальной безопасности, о том, чтобы ввести хотя бы код вида экономической деятельности, имеющей отношение к безопасности ПО, не подумали. Ну да, наверное были и более важные дела.

Правда, вопрос о том, какой из трех ОКВЭДов использовать при заполнении реестра, так и остается открытым - все три действительны, но последний еще не вступил в силу. Если подаваться по будущему классификатору (а именно его коды приведены в приложении к методичке Минкомсвязи по подаче заявления на включение ПО в реестр), то возникает коллизия - согласно приказа Росстандарта от 10.11.2015 №1745ст он вступает в силу только с 1-го января 2017 года. А если подаваться по действующему классификатору, то с 1-го января придется вновь подавать документы в связи с изменением сведений в первично поданных документах.

В отношении Лаборатории Касперского, Parallels, ABBYY, Яндекса и ряда других компаний с мировым именем часто возникают инсинуации относительно того, что эти компании зарегистрированы не в России и права собственности принадлежат не российским юридическим лицам. Да, возможно это так, но... в ПП-1326 говорится о том, что правообладателем ПО может быть и физическое лицо, а к нему предъявляется только одно требование - быть гражданином РФ. Но и тут есть подводный камень; даже два. Во-первых, ни слова не говорится о запрете двойного или даже тройного гражданства (на предварительных обсуждениях эта тема всплывала, но ее как-то замылили), что как бы намекает... А, во-вторых, мне интересно посмотреть на документы, в которых правообладателем является конкретное физическое лицо, а не компания.

Но мы идем дальше. Следующим пунктом является требование наличия страницы в Интернете, где была бы представлена пользовательская документация. Возьмем, к примеру, Wallarm, который может, вдруг, захотеть продаваться в госорганы в качестве альтернативы Application Firewall от Positive Technologies. И попробуем мы зайти на страницу www.wallarm.ru и... Перекинут нас на американский сайт компании-разработчика, которая не имеет своего российского Интернет-представительства. Тут на днях ко мне обратились организаторы одного мероприятия, желающие пригласить Wallarm для проведения мастер-класса. Просили они у меня контактов Wallarm, так как не могли найти контактов этой компании; российских контактов, я имею ввиду. Разрешено ли иметь англоязычную страницу в Интернет и такую же англоязычную документацию? Формально да, а вот если здраво рассуждать (в контексте национальной идеи, импортозамещения и т.п.), то получается как-то некузяво. Дальше по тексту говорится, что представленная информация может быть и на иностранном языке, но с заверенными переводами на русский язык.

И вот мы подступаем к 5-му (да-да, только к 5-му) пункту ПП-1236, в котором говорится о требованиях, которым должно удовлетворять ПО, включаемое в реестр. Одним из таких требований является свободная реализации ПО на всей территории РФ. С точки зрения авторов нормативного акта, как я их понимаю, главным был фрагмент "на всей территории РФ", чтобы отсечь всяких супостатов, не желающих торговать на территории Крым (про российские банки и платежные системы, не желающие работать в Крыму, я скромно умолчу). Но... мы же люди подкованные и не должны выдергивать фразу из контекста. Возьмем и вторую часть этого абзаца и увидим, что в нем говорится о "свободной реализации". А согласно действующему законодательству в России нет свободной реализации средств шифрования - существует вполне конкретное ПП-330, которое устанавливает условия, при которых организация, имеет право получить лицензию ФСБ, после чего только получает право реализовывать (распространять) средства шифрования. А при подаче документов на лицензию, еще необходимо указать адреса, по которым будет вестись лицензируемый вид деятельности. Интересно... Получается, что российские средства шифрования не могут попасть в данный реестр.

Дальше больше. В пункте 5д говорится о том, что если ПО реализует функции защиты конфиденциальной информации, то у такого ПО должен быть сертификат соответствия. В этом пункте вообще скрывается целый букет междустрочий. Во-первых, неявно, но речь идет о сертификате ФСТЭК, который подтверждает как раз соответствие требованиям безопасности конфиденциальной информации. С одной стороны, где ФСБ? Но мы уже увидели выше, что на средства шифрования по ПП-1236 вообще не могут быть занесены в реестр. И хотя это явный косяк разработчиков, незнакомых с законодательством по ИБ, формально никакого нарушения нет. С другой стороны, где говорится о том, что функция защиты конфиденциальной информации является основной? Без этого, под данное требование попадают всепрограммные продукты. Ведь каждый из них реализуют ту или иную функцию по защите, например, идентификацию и аутентификацию администратора ПО. А может быть и другие функции. Но сейчас в реестре внесено чуть менее 10% ПО, имеющего сертификат ФСТЭК. Опять нарушение установленных требований. Кстати, сейчас в стадии подачи в реестр находится несколько средств защиты информации, которые... тыц-тыц еще не имеют сертификата ФСТЭК и только ждут его получения. Будет забавно если их внесут в реестр в нарушение установленных правил. Не то, чтобы я сомневаюсь, что их внесут, но лишнее подтверждение, что документ писали люди, далекие от ИБ, и что вся эта затея с импортозамещением - всего лишь профанация, все-таки будет налицо. Кстати, с сертификацией ФСТЭК есть и еще один нюанс. В ФСТЭК подается на сертификацию конкретная версия ПО, а не просто его наименование. А в реестре про этот момент ни слова. Поэтому не исключаю ситуацию, что через полгода-год возникнет ситуация, когда в реестре будет ПО с уже недействующим сертификатом соответствия или с сертификатом, выданным на предыдущую версию отечественного ПО.

Следующее требование. Если правообладателем является российская коммерческая или некоммерческая компания, то у нее должна быть лицензия ФСТЭК на разработку средств защиты информации. Тут на поверхности никаких косяков нет. Но это на поверхности. Этот пункт, особенно в контексте, грядущего изменениятребований к лицензиатам, ставит крест на попытках отечественных стартапов попасть в реестр. Без системы менеджмента качества по ISO 9000 и внедренного (и подтвержденного) SDLC получить лицензию будет нельзя, а без лицензии нельзя попасть в реестр. Внедрять ISO 9000 и SDLC стартапу не по карману, так как у них нет еще достаточного количества клиентов и денег на развитие такой темы. А получить новых клиентов они не могут, так как в госорганы (более половины российского рынка ИБ) им путь закрыт. Замкнутый круг. То есть все красивые слова о развитии инноваций и стартапов в России опять оказываются пустым звуком. Стартапы так и будут ориентироваться на западный рынок, а российский будет поделен среди десятка ИБ-игроков, которые и сейчас чувствуют себя неплохо, не особо и нуждаясь в каких-либо преференциях.

Но с требованием лицензии ФСТЭК (кстати, опять забыта лицензия ФСБ на разработку средств шифрования, которым, видимо путь в реестр закрыт сознательно) связан и еще один момент, на который некоторые специалисты не обращают внимание, возможно сознательно. Представьте, что права на "отечественное" ПО зарегистрированы не на российское юрлицо, а на физлицо (как это иногда утверждают представители имеющих российские корни компаний, которые уже давно ушли на западные рынки). Тогда, по тому же ПП-1236, у этого физлица должна быть лицензия ФСТЭК. А много ли таких физлиц вы видели? Я - ни одного. Фактически, получается, что гражданин России не может быть правообладателем ПО, выполняющего функции защиты информации. А если ПО зарегистрировано на него, то... оно формально не может быть внесено в реестр (у физлиц же нет лицензии ФСТЭК).

Дальше ПП-1236 описывает процедуру подачи заявления на включение в реестр, из которой я бы хотел отметить только один момент - заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. А получение этой подписи для недавно образованного стартапа та еще "Одиссея". Очередной камень преткновения на пути молодых предпринимателей на отечественный рынок ИБ.

Еще один нюанс мне бы хотелось отметить применительно к классификатору ПО, который приведен в приложении к методичке Минкомсвязи по заполнению заявления на включение ПО в реестр. В нем по нашей теме приводится (впрямую) всего два типа ПО - "средства обеспечения ИБ" и "средства анализа исходного кода на закладки и уязвимости". Вот почему именно такое деление? Почему сканеры исходного кода вынесены в отдельную категорию, а сканеры уязвимостей нет? Тут у меня, конечно, есть подозрения, учитывая активное участие некоторых коллег в формировании всего пакета нормативных документов, но пусть эти подозрения останутся со мной.

В заключение у меня остается два вопроса, которые я задам вслух, но ответы на которые я жду увидеть в самом ближайшем будущем:
  • Как быть с облачными сервисами, например, с анти-DDoS? С одной стороны в классификаторе ПО есть такой пункт как "средства обеспечения облачных и распределенных вычислений", а с другой, видно, что реестр заточен именно на классическое понимание софта, как отчуждаемого на носителе или получаемого по каналам связи экземпляра. Да и с сертификацией сервисов ИБ по документам ФСТЭК не все так просто. Тут скорее подходит аттестация, но про нее в ПП-1236 ни слова.
  • Зарегистрируют ли как отечественное ПО антивирус от словацкой компании ESET?

Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS