Революция от ФСТЭК и новости от ФСБ

Революция от ФСТЭК и новости от ФСБ

Форум закончился. Прошло пару дней. Впечатления сформировались - можно ими и поделиться. Мне понравилось ;-) И не только потому, что мы были спонсором. Просто мероприятие действительно было ориентировано на аудиторию, что бывает не часто. И особенно порадовало то, что присутствовали представители ФСТЭК и ФСБ, которые не молчали как обычно и не отделывались общими фразами. Выступления Олега Залунина и Виталия Лютикова были конкретны и насыщены фактами и интересными новостями. С них и начну.
Тезисно из выступлений Олега Залунина (ФСБ):

  • Проекты двух новых Постановлений Правительства уже разработаны и направлены всем заинтересованным сторонам. Головным разработчиком постановлений по уровням защищенности и требованиям по ИБ была ФСБ. ФСБ старалась сохранить преемственность с ПП-781 и "приказом трех". Выпустить новые ПП должны в мае.

  • Новые понятие  "уровень защищенности" зависит от класса ИСПДН, модели угроз и модели нарушителя. Уровней будет 4.

  • Классификация ИСПДн останется почти без изменений - разделение на специальные и типовые уберут и оставят просто ИСПДн. Принципы классификации (объем и категория) останутся теми же.

  • Новое понятие новых Постановлений - модель нарушителя. Будет 3 категории нарушителей.

  • Наличие спецкатегории ПДн не означает, что защищать их надо будет по высшему классу. С помощью использования модели нарушителя можно будет выставить не самый высокий уровень защищенности.

  • Новое ПП про требования по защите ПДн делается на базе ПП-781. Ничего нового там почти не будет.

  • На базе новых ПП ФСТЭК и ФСБ детализирует свои требования по защите. Новые приказы ФСБ и ФСТЭК по ПДн будут в июне/июле. Могу от себя предположить, что по линии ФСТЭК скорее всего ничего сильно не поменяется. По линии ФСБ нас ждут сюрпризы.

  • Нормативки по защите трансгранички нет и пока не планируется.




 Тезисно из выступлений Виталия Лютикова (ФСТЭК):



  • Термин "конфиденциальная информация", который вызывает много вопросов надо было править в ФЗ "О лицензировании". Не смогли. Поэтому в ПП-79 оно осталось. Только в скобках добавили его трактовку.

  • Наличие контрольно-измерительноо оборудования при получении лицензии не нужно, если вы не будете заниматься техническими каналами утечек. Об этом же говорит и опубликованный во вторник документна сайте ФСТЭК. А вообще список документов, необходимых для выполнения работ и оказания услуг по ТЗКИтакже был опубликованво вторник на сайте ФСТЭК.

  • РД по антивирусам находится на регистрации в МинЮсте. В его основу положены принципы РД по IPS.

  • Планируются новые РД по средствам доверенной загрузки, двухфакторной аутентификации и DLP. Скорее всего в следующем году будут, не раньше.

  • От сертификации по ТУ ФСТЭК будет отходить и там, где есть разработанные РД, оценка будет вестись именно по ним, а не по ТУ. Я об этом писалуже в конце 2010-го года.

  • Готовятся новые требования по защите информации для госорганов на базе документов NIST. О том, что это планируется я писал, а вот о том, что речь идет о документах NIST, которые взяты за основу, я услышал впервые. Скорее всего будут взяты за основу документы 800-й серии, разработанные во исполнение американского закона FISMA. Планируемый РД заменит действующие уже около 20 лет СТР-К и РД по АС.

  • ФСТЭК хочет ввести новые требования по СУИБ и управлению инцидентами. Могу только приветствовать. Хотя эти требования (как минимум в части управления инцидентами) у ФСТЭК были еще в 2007-м году, в документахпо защите ключевых систем информационной инфраструктуры.

  • Меняется подход к обновлению сертифицированного ПО. Будет примерно тоже, что сейчас прописано в РД по IPS.

  • Будет меняться ГОСТ по АС в защищенном исполнении.

  • Решение о получении лицензии ФСТЭК на ТЗКИ для собственных нужд принимается юрлицом самостоятельно.После новости о замене СТР-К это была вторая "бомба" от ФСТЭК. Правда, непонятно, насколько официальный ответ на такой запрос будет повторять данную позицию. Я могу ее трактовать примерно так: если вы спросите у ФСТЭК, то вам скажут, что лицензия нужна. А если не спросите, то и не парьтесь. Тут скорее нужно опять писать официальные запросы регулятору.

  • Сертификация СЗИ ПДн обязательна для всех. Основание - ПП-330.ФСТЭК в недоумении по поводу грифа "ДСП" на ПП-330. По их словам это МинОбороны начудило и ФСТЭК сама имеет от этого кучу проблем, т.к. приъодится делать выписки, писать разъяснения и т.д.

  • Аттестация ИСПДн для госучреждений является обязательной, а для коммерческих структур - на усмотрение оператора ПДн

  • По поводу ненасыщенности рынка сертифицированных средств защиты информации была приведена статистика. В 2011 выдано 1.5 миллиона голограмм на сертифифированные СЗИ. В этом году, только за первый квартал, было выдано уже 500 тысяч защитных знаков. Цифры немаленькие.


 


Жаль, что не было представителей РКН - они бы дополнили рассказ о регуляторике и смогли бы поделиться своими планами, кои есть.По остальным заметкам направляю всех в Twitter ( прямая ссылка на заметки только о мероприятии) - ничего действительно стратегического там не было.





В остальном могу отметить большое количество докладов от потребителей, а не от производителей и интеграторов. Последние малость портили картину. Либо голимой рекламой (такая была от Аванпоста), либо непониманием тенденций и попыткой придумать несуществующие тенденции под собственные поделки. Ну а кто-то пытался рассказать о каких-то интересных темах ( риски, метрики, KPI), но не имея реального опыта, не мог поделиться практическим опытом. Вообще я сделал интересное наблюдение. Если какую-то тему рассказывает интегратор, то это означает только одно - потребителю эта тема либо неинтересна, либо он только приглядывается к теме и сам ее у себя не реализовывал. Ярким примером была тема, связанная с аутсорсингом ИБ. Эта тема сначала докладывалась одним из интеграторов (не совсем удачно). А потом я ее пытался поднять на секции по защите ЦОДов, где я хотел понять, кто-то арендует ЦОДы или нет. Оказалось, что нет ;-)





Вот примерно такое впечатление от мероприятия. Собственно я участвую в мероприятии, как минимум, 4-й раз, а может и пятый, и могу сказать, что все разы у меня впечатления только положительные.


выставки лицензирование ФСТЭК ФСБ стандарты персональные данные
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS