Магнитогорские впечатления (часть 2)

Магнитогорские впечатления (часть 2)
Продолжаем...

Национальная платежная система, СТО БР ИББС и стандартизация ИБ

Тему НПС стартовал Курило Андрей Петрович. Его идея, которая была позже поддержана другими выступающими, звучала примерно так - добровольное принятие национального стандарта и тем более стандарта организации не очень эффективно; нужны нормативные акты прямого действия, которые не рекомендуют, а обязывают банки выполнять требования по безопасности. В целом ситуация напоминает PCI DSS, который долгое время был стандартом, за невыполнение которого не следовало никаких санкций. Обработчикам платежных карт дали время проанализировать стандарт, поизучать его, а потом сделали его обязательным и ввели систему наказаний. Кстати, наказания есть и в России. Правда, не в виде штрафов (не многие банки напугает сумма в 25 и даже 50 тысяч долларов), а виде отказа в запуске новых проектов (например, по электронной коммерции) или в виде отказа от присоединении новых ассоциатов.

С НПС ситуация аналогичная. СТО известен уже давно и банки могли его вдоволь изучать. Но даже "письмо шести" не смогло заставить все банки начать активно внедрять СТО в своих организациях. Одно дело объявить о присоединении и другое - реально выстраивать процессы управления ИБ. Поэтому ведущиеся давно разговоры о придании СТО статуса обязательного к применению документа получили свое развитие в национальной платежной системе. Положения СТО войдут в обязательные к применению нормативные акты ЦБ, которые последний должен разработать в рамках закона об НПС.

Но в рамках НПС ЦБ пошел еще дальше. Будет разработана не только единая система требований по ИБ и система оценки соответствия, но и единая система составления отчетности по вопросам ИБ, тесно увязанная с уже существующей в банках системой отчетности. В целом, в дополнение к Постановлению Правительства по защите информации в НПС (ФСБ его тоже согласовала), ЦБ разработает еще 3 более конкретных документа - по требованиям по защите в НПС и по контролю за соблюдением требований и составлению отчетности в ЦБ. Готовится НПА ЦБ о порядке предоставления отчетности в рамках НПС. И вот тут я не до конца понял. То ли вопросы отчетности по ИБ войдут в это положение, толи в положение по оценке соответствия. А может и вообще обновят указания Банка России 1375-У и 2332-У.

В выступлении Харламова В.П. и Выборнова  А.О. из ГУБЗИ детализировались требования готовящихся в ЦБ документов. Например, при подключении к международным платежным системам можно будет следовать требованиям оператора такой системы. Этот пункт сейчас активно обсуждается со всеми заинтересованными лицами. Как и вопрос о возможности использования ЛЕГАЛЬНО ввезенных СКЗИ, а не только сертифицированных. В принципе это и сейчас по закону возможно, но многие банки всегда переспрашивают, пытаются наводить справки и т.д.


Требования по оценке соответствия и отчетности будут отдельными для кредитных и некредитных организаций. К последним относятся платежные системы типа Яндекс.Деньги, операторы связи со своими мобильными платежами и т.п. Всего же в России около 70 платежных систем. К кредитным организациям, кстати, относятся все банки. Поэтому тем, кто принял СТО будет проще, чем тем, кто присматривается к нему или полностью от него отказался. Сейчас этот фокус уже не пройдет и "чаша сия" не минет ни один банк. Оценка соответствия требованиям ИБ в НПС будет осуществляться один раз в 2 года. Вопрос о контроле (кто надзорный орган) за некоммерческими организациями в рамках НПС остается открытым


После ГУБЗИ выступал г-н Тамаров из департамента регулирования расчетов, который заявил, что есть разные подходы к регулированию НПС и подход ГУБЗИ - один из возможных. Я так понял, что у ДРР свой взгляд на этот вопрос, в котором они пока с ГУБЗИ не сошлись. Вообще выступление Тамарова вызвало у меня двойственное мнение. Некоторые его высказывания для меня остались совсем непонятными. Например, ДРР хочет разработать требования к оценке бесперебойности функционирования платежной системы и наказаывать за их несоблюдение. Но разрабатывать конкретные показатели, которые не должны нарушаться (например, время восстановления, время простоя и т.д.) ДРР не хочет. Как тогда оценивать?

На вопрос из зала, когда все документы ЦБ по НПС должны быть готовы, Андрей Выборнов сказал, что, учитывая сложившуюся практику выпуска, согласования и подписания документов в Банке России, то не раньше конца года. На что Конторович заметил, что закон об НПС вступает в силу с 1-го июля и к этой дате должны быть приняты все нормативные акты ЦБ. Так что четкого ответа нет - возможно, что правильный ответ где-то посередине.


Также пока нет четкого ответа на вопрос о судьбе PCI DSS в контексте СТО и НПС. Пока речь идет о том, что локализованный и согласованный вариант PCI DSS будет принят в России как НПА ЦБ, но не в виде прямого применения, а путем заимствования ключевых его положений и включения их в одну из РС (рекомендации по стандартизации) в СТО БР ИББС. Но важны не сами требования, а оценка их соответствия. На это последовал ответ, что в СТО будет вероятно прописана норма о том, что оценка соответствия по PCI DSS должна проводится в соответствии с требованиями PCI Council (т.е. QSA/ASV), но дополнительно прорабатывается вопрос о взаимодействии PCI SSC и АБИСС. Как я понимаю, если члены АБИСС получат статус QSA, то у них появится уникальная возможность проводить аудит сразу по двум стандартам - СТО и PCI DSS.

Отдельно стоит рассказать о направлении стандартизации банковской безопасности. Я об этом уже писал , но тут появились новые детали. Во-первых, созданный в прошлом году ТК122 имеет большие планы по стандартизации банковской безопасности. Причем делаться это будет как самостоятельно, так и в альянсе с другими ТК - особенно ТК26 по криптографии, которым рулит ФСБ. Кстати, в выступлении Королькова из ФСБ прозвучало, что ТК26 подготовил кучу рекомендаций по стандартизации криптографии и сейчас их активно согласовывает со всеми заинтересованными сторонами. В частности, планируется замена ГОСТ Р 34.10 и 34.11 новыми, усиленными вариантами действующих редакций стандартов по хэшу и ЭЦП. В области международной стандартизации ТК26 вместе с RSA работал над PKCS#11, 12 и 15. Активно помогало им и ОАО "УЭК". Правда, попытки России пропихнуть наши ГОСТы на уровне ISO провалились; как и попытки впрямую использовать стандарты ISO по криптографии в России (по словам Королькова опыт был неудачный).

Несмотря на большую роль ТК122, пока он действует не очень активно, что связано с активизацией работ по разработке нормативной базы для НПС. По этой же причине пока не опубликована РС 2.5 по разделению ролей и полномочий. Как только 3 упомянутых выше положения будут разработаны, так сразу активизируется и ТК122. В частности, статус СТО в 2012-м году будут менять; из стандарта организации он превратится в национальный стандарт (ГОСТ Р) по ИБ финансовых операций. Также в 2012-м будут разработаны ГОСТы по терминологии платежных систем, управлению сертификатами для финансовых услуг, а также ГОСТ по универсальной схеме финансовых сообщений.

Завершал эту тему Павел Гениевский из АБИСС (кстати, сайт АБИСС обновили недавно). Он поделился результатами деятельности за год и рассказал о планах АБИСС. Идея ассоциации проста  - стать системой "одного окна" для  банков при общении с регуляторами. АБИСС также поделилась предварительными результатами опроса, который стартовал в январе этого года и который должен показать текущий статус и отношение банков к ИБ и СТО. Сам отчет будет опубликован АБИСС, а пока только некоторые озвученные Гениевским предварительные результаты:
  • 47% банков России имеют бюджет менее 3% от бюджета ИТ. У 24% бюджет от 5 до
    10% от бюджета ИТ.
  • Большинство банков хочет, чтобы СТО стал обязательным.
  • 45% банков имеет всего одного сотрудника ИБ.
  • Средняя зарплата безопасника в банке выросла (цифры на слайде были маленькие и из зала не очень видные).
  • 67% банков провело оценку соответствия СТО в 2011-м году, что связано было с "письмом шести".
  • 71% банков делали оценку самостоятельно. К ним у РКН большинство вопросов из-за
    переоценки своего уровня.
  • 6% банков вообще не планируют применять СТО, но от НПС им не уйти.
  • 40% банков ввобще не проводили ни разу оценку рисков (!).

ЗЫ. В связи с выходом постановления о лицензировании ТЗКИ, вопрос получения банками лицензий ФСТЭК вновь стал актуальным. Подход ЦБ об отсутствии необходимости  получения банками лицензий ФСТЭК пока остается неизменным, но в связи с изменениями формулировок в новом постановлении вопрос пока остается открытым. Я задал вопрос и ЦБ и ФСТЭК и получил ответ, что сейчас идут активные обсуждения этой темы.

ЗЗЫ. Завтра будет рассказ про ДБО.
выставки лицензирование ФСТЭК PCI DSS НПС стандарты Банк России
Alt text

Устали от того, что Интернет знает о вас все?

Присоединяйтесь к нам и станьте невидимыми!