Комфортность работы и сфера информационной безопасности

Комфортность работы и сфера информационной безопасности
Для Connect'а недавно готовил статью про комфортность работы пользователя со средствами защиты и как такое понятие, как "юзабилити", влияет на уровень защищенности компании. "Информационная безопасность (ИБ), раньше находившаяся в тени и слывшая [черным ящикомk во многих компаниях, чуть больше года назад вышла на первый план, когда сотрудники столкнулись с тем, что их доступ к [одноклассникамk был закрыт на средствах защиты Интернет-периметра. Отношение рядовых пользователей к информационной безопасности, и без того не самое лучшее, только ухудшилось, в очередной раз высветив до сих пор нерешенную проблему с комфортностью и удобством работы, которым и мешает ИБ. Концентрируясь на себе и своей деятельности, службы ИБ обычно забывают про такое понятие, как stakeholder, т.е. заинтересованное лицо, которых с точки зрения ИБ может быть несколько. Внутри компании это, как минимум, 7 представителей разных подразделений, [кровноk заинтересованных в безопасности, специалист по ИБ, специалист по ИТ, юрист, кадровик, специалист внутреннего контроля или внутренний аудитор, топ-менеджер и рядовой пользователь. В зависимости от деятельности предприятия немалую роль могут приобретать и внешние заинтересованные лица клиенты, партнеры и поставщики и даже регуляторы. И каждый из них по-разному смотрит на ИБ и по-разному ее оценивает. Не рассматривая все эти категории, коснемся только одной из них рядовых пользователей. Для обычного пользователя это в первую очередь комфорт от выполнения ежедневных операций, которым не должны мешать различные защитные механизмы и мероприятия. Об этом часто забывают, но именно от этого зависит отношение к ИБ в компании. Насколько пользователи готовы соблюдать те требования, которые выпускают [безопасникиk и насколько пользователи будут следовать им, а не пытаться обойти? Система ИБ, построенная в соответствии с правильно выбранной архитектурой, будет способствовать росту продуктивности сотрудников, а не снижать ее. Именно эта точка зрения на архитектуру не позволяет сбрасывать со счетов такое понятие, как удобство пользования ИБ (security usability), которым часто пренебрегают разработчики средств защиты и которое почти никогда не учитывается при выборе тех или иных технических или организационных решений. В эту же точку зрения ложится известный конфликт между рядовыми сотрудниками и службой безопасности. Что важнее интересы предприятия или различные права - на тайну, на доступ к информации, дарованные каждому гражданину Конституцией и федеральным законодательством? Какие элементы удобства и комфортности имеют важнейшее значение для пользователей? Ключевых из них три: Скорость осуществления бизнес-операцийДружественный интерфейсПрозрачность разграничение доступа". ЗЫ. Я уже обращался к этой теме пару лет назад и вот вновь решил вернуться к ней.
Usability психология
Alt text

Цифровые следы - ваша слабость, и хакеры это знают.

Подпишитесь и узнайте, как их замести!