СОПИЛКА? СОПИПКА? Нет, СОПКА!

СОПИЛКА? СОПИПКА? Нет, СОПКА!
Когда недавно многие издания разразились статьями на тему "ФСБ займется хакерами" я стойко пытался промолчать, не желая влезать в эту тему, но... не удержался :-) Поводом для статей послужила публикация выписки из Концепции государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, которая была утверждена Президентом Российской Федерации 12 декабря 2014 г. (на сайте ФСБ и на сайте Совета Безопасности).

На заднем плане сопки Кольского полуострова (снимал в 2008-м году)
Почему-то данный документ, датированный концом 2014-го года, преподносят как нечто совершенно новое и ранее неизвестное. А с чего вдруг? Если мы посмотрим на "Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации", то увидим, что уже там говорится о "силах обнаружения и предупреждения компьютерных атак - уполномоченных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области обеспечения безопасности, государственного надзора и контроля, управления деятельностью критически важных объектов и иных элементов критической информационной инфраструктуры, а также физические лица и специально выделенные сотрудники организаций, осуществляющих эксплуатацию автоматизированных систем управления КВО и иных элементов критической информационной инфраструктуры на правах собственности либо на иных законных основаниях, принимающие участие в обнаружении и предупреждении компьютерных атак на критическую информационную инфраструктуру, мониторинге уровня ее реальной защищенности и ликвидации последствий компьютерных инцидентов на основании законодательства Российской Федерации". А ведь это 2012-й год!

Спустя полгода упоминание СОПКА мы находим в Указе Президента №31с "О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ". А еще про нее говорит законопроект "О безопасности критических информационных инфраструктур". О самой системе специалистам было известно еще раньше, до 2012-го года уж точно. Хотя публично ФСБ о ней заявила (по крайней мере мне известно только об одном случае) только в Магнитогорске, на форуме "Информационная безопасность банков" ( доклад делал представитель ФСБ). И тут журналисты открывают Америку :-)

Меня в данном документе СовБеза удивляет немного иное. Почему документ появляется спустя два года с момента принятия Указа 31с? По идее столь концептуальный документ должен был появиться если не одновременно с 31-м указом, то уж точно недалеко от него по времени. Но нет... Спустя два года. А ведь согласно Указу Президента, ФСБ обязана была разработать и более детальные требования, а именно:
  • методику обнаружения компьютерных атак на информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети государственных органов и по согласованию с их владельцами - на иные информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети
  • порядок обмена информацией между федеральными органами исполнительной власти о компьютерных инцидентах, связанных с функционированием информационных ресурсов Российской Федерации
  • методические рекомендации по организации защиты критической информационной инфраструктуры Российской Федерации от компьютерных атак
  • порядок обмена информацией между федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами иностранных государств (международными организациями) о компьютерных инцидентах, связанных с функционированием информационных ресурсов.
И где? Если они еще будут разрабатываться, то как-то уж очень небыстро. А если они входят в закрытую часть концепции, то это уж совсем нелогично. А ведь согласно выписке из концепции должен быть разработан еще ряд документов (помимо уже упомянутых два года назад и до сих пор не разработанных):
  • порядок осуществления деятельности субъектов СОПКИ в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак
  • порядок и периодичность проведения мероприятий по оценке степени защищенности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации от компьютерных атак.

Такая "оперативность" по выпуску основополагающих документов лично меня смущает. Я мог бы объяснить это традиционной секретностью, так привычной 8-му Центру. Но документов реально еще нет. И если бы СОПКА была сугубо внутренним делом 8-го Центра, то и пусть с ним. Но ведь данная система должна внедряться на широком круге объектов - государственных и критически важных. И тут без нормальной методологической базы не обойтись - не та тема.

Очень уж похожа ситуация на принятие 378-го приказа ФСБ по защите персональных данных. О нем впервые заговорили еще в 2011-м году, задолго до появления 21-го приказа ФСТЭК. Но вышел он спустя 3 (!) года с момента появления первого проекта. При этом суть приказа мало чем отличается от первой редакции. Но если с 378-м приказом такая скорость нормотворчества была только на руку многим операторам, то в контексте обнаружения атак действовать надо гораздо оперативнее. А вот с этим у 8-го Центра явно некоторые проблемы.

ЗЫ. Главное, чтобы такой опыт "оперативности" (во всех смыслах) не распространился и на FinCERT, который, как мы услышали в Магнитогорске, будет очень тесно завязан с СОПКОЙ и на техническом и на организационном уровне.

ЗЗЫ. Не удержался :-)


Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS