Этика пентеста или когда у пентестеров появится свой Гиппократ?

Этика пентеста или когда у пентестеров появится свой Гиппократ?
Профессия пентестера достаточно молода, но уже вызывает немало споров относительно того, что и как делает пентестер в рамках тестирования защищенности систем своих заказчиков. Чем-то эта профессия сродни полицейским и врачам, которые в благих целях совершают вторжение (а местами и насилие) в жизнь своих "подопечных" - рядовых граждан и пациентов. Где проходит та граница, которая отделяет адекватные действия от "плохих", пусть и с благими намерениями? У врачей она существует. У полицейских тоже. Их действия подчиняются определенным правилам и нормам. Их учат, они сдают экзамены, у них есть свои клятвы. И хотя и у них бывают перегибы и явные преступления, все-таки в массе своей мы знаем, чего ждать на приеме у врача и мы знаем, куда обращаться, если врач накосячил. А вот у пентестеров ничего этого нет. Этому нигде не учат. Они нигде не сдают обязательных экзаменов (всякие курсы по этическому хакингу не в счет). У них отсутствуют принятые всеми "правила игры". Зачастую, они переходят зыбкую грань между разрешенными и неразрешенными действиями.

Плохие пентестеры

Но гораздо чаще происходит то, что хорошо иллюстрируется одним словом - "экстрасенс". Пентестер своими умными словами, страшилками ("мы единственные, кто может улучшить вашу карму"), призывами к всевышнему и регулярным напоминанием, что пентест - это искусство ("это сложно формализуемый и описываемый процесс, поэтому давайте не будем тратить время на включение этих пунктов в договор"), упором на доверии ("мы уже столько лет в этом бизнесе и через нас прошло столько клиентов, что вы можете смело нам доверять; даже договора не нужно") запудривает мозги ничего не подозревающему клиенту, который с радостью расстается со своими деньгами и остается у разбитого корыта. Т.е. одну-другую дырку ему находят, но взламывают его почему-то через другую - в процессе тестирования не найденную, но существующую у заказчика не один год.

Иными словами, пентест очень часто используется как самоцель. Пентест нашел дырку - он крут и бьет себя пяткой в грудь, доказывая, что он "№1 в аудите безопасности". Главный безопасник тоже доволен - он может показать результаты работы своему руководство и попросить новых бюджетов на устранение проблем. Большое руководство запугано, но вроде бы тоже довольно - оно видит результат работы пентестера. Правда, никто не объяснил руководству, что нашли одну дырку, а ненайденных еще с десяток. Главному безопаснику не объяснили, что он ищет не там, где реальные риски для бизнеса. А пентестер "просто делает свою работу" и не видит никаких проблем. Представьте, что вы проводите креш-тест автомобиля... В процессе теста оказалось, что у вашего железного коня бампер слабый. Тестировщик с радостью сообщает вам об этом и успокаивается (тест же результативный). Вы меняете бампер и спокойно выезжаете на скоростное шоссе, на котором оказывается, что у вас нет подушек безопасности, каркас не жесткий, лысая резина и вообще нету тормозов. Вот также обычно и с пентестом происходит.

Несколько дней назад Артем Аветян написал заметку "Этика взлома", которая получила бурное развитие в Facebook. В развернувшейся дискуссии Артем высказал мысль, что у "хакеров" (они же пентестеры) существует своя этика, но сформированная внутри своего же сообщества. Я же придерживаюсь мысли, что такое молодое сообщество не способно сформировать внутри себя этические принципы, по которым дальше оно будет существовать. Особенно учитывая опыт (не всегда легальный), который у многих пентесторов за плечами. Этический кодекс должен быть сформулирован и одобрен всей отраслью безопасности, а не только ее отдельной нишей, которая регулярно то нарушает действующее законодательство (как минимум, ст.272 и 273 УК РФ), зачастую имеет криминальное прошлое, или просто своими непрофессиональными действиями наносит вред своим заказчикам.

Причем не стоит так уж в штыки воспринимать любые дискуссию на тему этики. А за последнее время это происходит регулярно. То в Facebook развернется дискуссия, где пентестеры начинают доказывать, что у них настолько творческая работа, что никакими правилами она не описывается. То они начинают переводить стрелки на вендоров ИБ - "вот мол они никакой ответственности не несут" (ну так вендоры давно провозгласили правило "AS IS" и прописали его в своих лицензионных соглашениях). То они говорят, что это заказчики идиоты и должны сами все понимать. То какой-нибудт непризнанный пентестер, не приведя аргументов в дискуссии, начинает спорить сам с собой на страницах печатных изданий или собственных страниц социальных сетей (иногда, попутно выдав чужие мысли за свои). В конце концов любая такая дискуссия заканчивается обвинениями "сам дурак" и так до следующего раза.

Тут в пору вспомнить Гиппократа, который 2400 лет назад был в такой же ситуации, как и современные пентестеры. У тамошних врачей не было никаких ориентиров - каждый вел себя так, как считал нужным. Пациентов лечили "на доверии" и, разумеется, не предупреждали заранее о возможных ограничениях методов диагностики. Ошибки в диагностике и последующем лечении объяснялись вмешательством высших сил. Ну все как сейчас :-) Поэтому Гиппократ записал первый вариант своей клятвы (по легенде сама клятва появилась еще раньше), которая и установила общие моральные и этические принципы действия врачей. И хотя к нашему времени клятва менялась неоднократно, основная ее идея осталась по сути неизменной. Да и отдельные положения клятвы могут войти в этический кодекс пентестера - принцип непричинения вреда, обязательство личного совершенствования, принцип конфиденциальности, обязательство действовать в интересах "пациента" и т.п.

Что могло бы войти в этический кодекс пентестера? Помимо озвученных выше принципов из клятвы Гиппократа, можно было бы включить следующие пункты:

  • независимость от производителей и иных третьих лиц (в т.ч. и финансовая)
  • запрет продавать своим клиентам разработанные пентестером продукты
  • запрет проводить пентесты там, где пентестер участвовал в создании информационной системы
  • предотвращение иных форм конфликта интересов
  • отсутствие связей с террористическими, криминальными группировками и иными сектами
  • наличие свободной конкуренции
  • отказ от практики "торговли страхом" (FUD)
  • явное информирование клиента об ограничениях пентеста (ошибки первого и второго рода) и возможных рисках от его проведения
  • нейтральность и доступность понимания сделанных по итогам пентеста выводов
  • соблюдение действующего законодательства
  • предложение нейтрализующих мер для обнаруженных уязвимостей
  • ограниченная ответственность за результаты теста и возможные нарушения штатного режима функционирования исследуемой системы в результате теста
  • защита чужой интеллектуальной собственности.

Учитывая, что тема этики всплывает в последнее время нередко, пора бы уже пентестерам собраться и сформировать кодекс этики для своей профессии, что поднимет ее на более высокий уровень и изменит отношение к ней со стороны бизнеса и других отраслей безопасности. Недооценка этого вопроса может достаточно печально закончиться для пентестеров...

Плохой пентестер плохо кончит
ЗЫ. Не исключаю, что на эту тему и статья у кого-нибудь может родиться с посылом "я давно порывался рассказать про этику аудитора и вот пришла пора". Я не против :-) 
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS