Помните ламповые времена, когда худший противник за столом — это «маньяк», не умеющий нажимать «фолд»? Сегодня за тем же столом прячутся те, кто вообще не переживает — у них ни пульса, ни пота ладоней. Всё потому, что вместо человека решения принимает ИИ-алгоритм, и делает это быстрее, чем вы успеваете поставить чашку на подставку.
Почему боты ― это уже не футурология
Онлайн-румы давно перестали быть чисто человеческой площадкой. Достаточно взглянуть на скандал двухнедельной давности : стримера Alan Finn с ником AlanFPoker забанили на WPT Global, когда зрители заметили у него на экране таблицы с готовыми GTO-чартами ― классическим «реал-тайм ассистом» (RTA). Оператор вернул игрокам средства и навсегда закрыл аккаунт — впервые так публично и жёстко на большой площадке.
Ирландский покерист Alan Finn, известный как "AlanFPoker" на Twitch (2,700 подписчиков), был мгновенно забанен с WPT Global после того, как во время стрима воскресной игры на малых лимитах были замечены две таблицы Excel — одна называлась "WPT Range", другая "Moms Shopping List" — обе содержали анализ диапазонов карт. Про Патрик Леонард поделился скриншотом инцидента, но позже удалил твит, написав: "Не нужно уничтожать его публично. WPT Global забанил его за 30 минут, молодцы. Надеюсь, он извлечет урок."
WPT Global объявил о бане в Twitter со словами: "Мы не терпим RTA. AlanFPoker забанен с немедленным эффектом. Давайте сохраним игру живой." Правило 9.2 WPT Global гласит: "Игрокам запрещено использовать устройства типа роботов или любые другие программы внешней помощи (EPA), которые искажают нормальную игру и дают игроку несправедливое преимущество."
И это лишь верхушка айсберга: в апреле 2025 года PartyPoker отчитался о рекордных блокировках бот-аккаунтов и крупнейшем за четыре года возврате средств пострадавшим игрокам.
о рекордных блокировках бот-аккаунтов и крупнейшем за четыре года возврате средств пострадавшим игрокам.В 2024 году PartyPoker закрыл 291 мошеннический аккаунт и вернул игрокам $71,771 — самая большая сумма возврата с 2020 года. Это значительный скачок по сравнению с 2023 годом, когда было закрыто только 214 аккаунтов и возвращено $32,433.
Год | Закрыто аккаунтов | Конфискованные средства | В среднем на аккаунт |
---|---|---|---|
2020 | 608 | $462,541 | $761 |
2021 | 322 | $47,344 | $147 |
2022 | 276 | $26,173 | $95 |
2023 | 214 | $32,433 | $152 |
2024 | 291 | $71,771 | $247 |
С 2018 года PartyPoker удалил более 2,500 мошеннических аккаунтов, вернув игрокам свыше $2 миллионов. По словам Юхи Пасанена, главы отдела игровой честности PartyPoker: "Я бы не был против того, чтобы рассказать другим операторам, как именно проводить статистический анализ для выявления ботовых колец. Мы все в этом вместе."
От Libratus к Pluribus: как ИИ научился блефовать
Первые серьёзные победы машин в покере — дело рук академических лабораторий. В 2017-м Libratus сыграл 120 000 раздач против топ-профи в heads-up NLHE и победил. Через два года Pluribus от Meta/CMU поднял планку: он обыграл шесть профессионалов одновременно, впервые доказав, что многопользовательский но-лимит тоже покоряется алгоритмам.
Libratus, созданный профессором компьютерных наук Туомасом Сандхольмом и аспирантом Ноамом Брауном в Carnegie Mellon University, использовал более 15 миллионов ядро-часов вычислений суперкомпьютера "Bridges" для разработки стратегии.
В турнире "Brains vs. Artificial Intelligence: Upping the Ante" с 11 по 31 января 2017 года Libratus противостоял четырём топовым профи: Джейсону Лесу, Донгу Киму, Дэниэлу МакОлею и Джимми Чоу. После 120,000 раздач Libratus выиграл $1,766,250 в фишках — винрейт 14.7 больших блайндов на 100 раздач, что считается исключительно высоким показателем.
Секрет Libratus заключался в ночной адаптации: каждую ночь мета-алгоритм анализировал дыры в стратегии, которые находили и эксплуатировали профессионалы, а затем автоматически исправлял три основные слабости, используя суперкомпьютер.
Pluribus, разработанный теми же авторами совместно с Facebook AI, стал первым ИИ, победившим профессионалов в 6-макс но-лимит холдем — самой популярной форме покера в мире.
В экспериментах Pluribus играл как против пяти копий себя и одного человека, так и один против пяти профи. Среди побеждённых профи были Даррен Элиас (рекордсмен по титулам WPT), Крис "Jesus" Фергюсон (победитель шести браслетов WSOP), и другие миллионеры покера.
Удивительно, что Pluribus использовал намного меньше вычислительных ресурсов: всего 28 ядер во время игры против 1,400 у Libratus, и стоил создания всего $150 за 8 дней против миллионов долларов предшественника.
В основе обеих систем — семейство алгоритмов Counterfactual Regret Minimization (CFR) . Алгоритм перебирает миллионы гипотетических сценариев и минимизирует «сожаление» о каждом неверном выборе. Современные вариации CFR+, Monte Carlo CFR и глубокие ценностные сети позволяют боту просчитывать ситуацию за доли секунды.
Как боты живут в реальных румах
«Чистый» бот — это отдельная программа с собственным клиентом, которая обходит анти-брутфорс-механизмы через:
- захват пикселей с экрана и OCR-распознавание карт;
- подключение к базам готовых solving-решений (PioSolver, GTO Wizard) для мгновенных подсказок;
- эмуляцию человеческих задержек клика, чтобы не выделяться по таймингу.
Самая популярная сегодня форма — RTA-софт: игрок-человек кликает мышкой, но параллельно получает идеальную стратегию на втором мониторе. Чистая психология: кажется, будто решения принимаешь ты, но на самом деле рулит алгоритм.
Real-Time Assistance: серый кардинал современного онлайна
RTA стал явным вызовом после пандемийного бума покера. GGPoker ещё в 2020-м выгнал 40 аккаунтов и конфисковал $1,2 млн, а позже ужесточил правила: теперь за попытку открыть стороннее окно solver'а клиент просто закрывается.
В 2024-м ACR Poker объявил «Bot Challenge» — мол, докажите, что можете победить наш детектор. Через 38 часов «челлендж» свернули: выяснилось, что условия невыполнимы, а часть «тестеров» сами катали с ботами.
Даже живые профи признают масштаб беды. В августе 2024-го покеристы Патрик Леонард и Мэтт Бёрки в подкасте Solve For Why спорили, стоит ли вводить «шах и мат» — полный запрет сторонних таблиц и HUD-ов. Пока сходятся на том, что без машин-детекторов это война на истощение.
Инструменты рума против инструментов игрока
Сегодня борьба напоминает гонку вооружений. Что делают операторы:
- Фингерпринтинг железа — отслеживают ID оборудования, чтобы резать мультиигровые фермы.
- Анализ таймингов кликов: человек ошибается, бот кликает в идеальном, подозрительно постоянном ритме.
- Поведенческие модели на ML — обучают детектор на миллионах розыгрышей, помечая «нечеловеческие» линии.
- CAPTCHA в неожиданный момент: выходит pop-up со сложной комбинацией картинок, а бот теряется.
Но и у бот-девелоперов контрмеры: псевдослучайные задержки, удалённые десктопы с прокси-мышью, эмуляция «тильтовых» линий ради правдоподобия.
Почему поймать бота всё ещё адски сложно
- Серое правовое поле. В большинстве юрисдикций использование бот-ПО не карается законом; максимум — блокировка аккаунта и конфискация банкролла.
- Тонкая грань между «покерным трекером» и RTA-помощником. Стат-HUD легален, solver-подсказка — нет, но детектору отличить одно от другого непросто.
- Эволюция алгоритмов. ReBeL от Facebook/Meta уже обучается «рекурсивному состоянию веры» и даёт ещё более хаотичную, «человеческую» игру — попробуй вычислить такого визави.
- Экономика рума. Слишком жёсткие проверки пугают рекреационных игроков, а именно они приносят основную выручку.
Facebook представил Recursive Belief-based Learning (ReBeL) — универсальный алгоритм для игр с неполной информацией, который превзошёл даже Libratus. ReBeL победил специалиста heads-up Донга Кима с винрейтом 165 тысячных большого блайнда за руку против 147 тысячных у Libratus в 2017 году.
Ключевое нововведение ReBeL — работа с "публичными состояниями веры" (Public Belief States, PBS). Алгоритм учитывает не только видимое состояние игры (известные карты, размеры ставок, диапазоны оппонента), но и "веру" каждого игрока о том, в каком состоянии они находятся — аналогично тому, как человек может думать, впереди он или позади в раздаче.
ReBeL превращает игры с неполной информацией в игры с полной информацией, работая с вероятностными распределениями вместо конкретных состояний. Это позволяет применять те же техники, что работали для AlphaZero в шахматах и го.
Исследователи намеренно не публикуют код для покера: "Самый непосредственный риск этой работы — её потенциал для мошенничества в рекреационных играх, таких как покер. Частично по этой причине мы решили не публиковать код для покера."
Взгляд в будущее: что ждёт нас за следующим раздающим
Исследователи продолжают публиковать работы о DeepStack, Libratus и новых гибридных нейросетях: всё более общие подходы к «играм с неполной информацией» могут перекочевать в трейдинг, переговоры, кибербезопасность или системы автономного вождения. Фундаментальные исследования, включая работы на arXiv , показывают растущий интерес к этой области.
Параллельно крупные площадки вкладывают миллионы долларов в группы «Game Integrity». PartyPoker даже выпускает ежеквартальные отчёты о количестве заблокированных ботов — единственный крупный оператор, который последовательно публикует такую статистику, в то время как PokerStars, GGPoker и 888poker делают это только спорадически.
Что делать простому игроку уже сегодня
- Доверяйте крупным лицензированным румам: у них хотя бы есть бюджеты на анти-бот-отделы.
- Следите за таймингом оппонента. Если ответы идут через ровно 1,2 секунды каждую улицу — повод насторожиться.
- Сравнивайте линии с базовой стратегией. Человек редко избирает идеальный размер ставок всегда, бот — может. Как отметил один из профи о Pluribus: "Очень сложно его разгадать на любой руке. Он также отлично делает тонкие велью-беты на ривере."
- Сообщайте о подозрениях. Да, саппорт отвечает не мгновенно, но массовый репорт остаётся главным триггером внутреннего расследования.
- Развивайте офлайн-навыки. Лайв-покер медленно-но верно возвращает романтику честного «ридса» и умение читать собеседника, а ботам туда вход закрыт — пока что.
Финальный рейз
Боты не «ломают» покер — они переводят игру в новый технологический виток. Как когда-то шахматы пережили эпоху Deep Blue, так и покеру придётся адаптироваться: больше математики, больше кибербезопасности, меньше иллюзий.
Paradoxально, но развитие покерного ИИ может даже улучшить игру. Как сказал Туомас Сандхольм, создатель Libratus и Pluribus: "Я полюбил эту игру, потому что эти ИИ действительно показали, что в игре есть совершенно дополнительная глубина, которую не понимали люди, даже блестящие профессиональные игроки, сыгравшие миллионы раздач."
Хотите играть — учитесь не только считать ауты, но и читать логи. Возможно, скоро самым дорогим умением за столом станет не способность блефовать, а умение доказать, что вы — настоящий человек.