Security Lab

Предложения по совершенствованию SOISO

Предложения по совершенствованию SOISO
В соответствие с ранее намеченным мной планом , оформил и отправил во ФСТЭК РФ свою скромную лепту по совершенствованию " Состава и содержания... ". Текст - под "катом".

1. Предложение по совершенствованию п. 3 Проекта.

В соответствии с назначением Проекта, указанного в ч. 4 ст. 19 152-ФЗ, помимо основных угроз, определяемых в соответствие с ч. 5 ст. 19 152-ФЗ нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Банка России, органов государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов в пределах своих полномочий, рассматриваемый Проект должен содержать меры, предназначенные для нейтрализации дополнительных угроз, в соответствие с ч. 6 ст. 19 152-ФЗ определяемых решениями ассоциаций, союзов и иных объединений операторов, а также угроз, определенных п. 6 Постановления Правительства РФ № 1119 от 01.11.2012 г.

Учитывая, что о таких угрозах, в частности, идет речь в п. 13 проекта, предлагается изложить последний абзац п. 3 Проекта в следующей редакции: "Выбранные и реализованные в системе защиты персональных данных организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах должны обеспечивать нейтрализацию актуальных угроз безопасности персональных данных, определенных в соответствии с частью 5, частью 6 статьи 19 Федерального закона "О персональных данных» и пунктом 6 постановления правительства РФ "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных".

2. Предложение по совершенствованию п. 5 Проекта.

Пунктом 3 части 2 ст. 19 152-ФЗ установлено, что средства защиты информации проходят оценку соответствия «в установленном порядке». Этот порядок устанавливает Федеральный Закон №184-ФЗ «О техническом регулировании», в котором сказано:

Ст. 2: Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Ст. 7 п. 3: Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

Ст. 20. Формы подтверждения соответствия:
1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации.
Таким образом, формулировка п. 5 Проекта, как ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМАТИВНОГО АКТА, НЕПРАВОМОЧНО СУЖАЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ НОРМУ до единственно возможной формы оценки соответствия - обязательной сертификации, вводит не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов и возлагает на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности по применению только одной формы оценки соответствия, что является ПРЯМЫМ НАРУШЕНИЕМ Ч. 2 СТ. 4 152-ФЗ.

Отсылка на постановление Правительства РФ № 330 "Об особенностях оценки соответствия продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, а также процессов ее проектирования (включая изыскании), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения, об особенностях аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия указанной продукции (работ, услуг)" как на документ, устанавливающий форму оценки соответствия применительно к персональным данным, также неправомочна, поскольку данный нормативный акт 1) в отличие от 184-ФЗ, не является федеральным законом 2) официально НЕ опубликован – и потому, в соответствие с ч. 2 ст. 4 152-ФЗ, НЕ МОЖЕТ участвовать в нормотворческой деятельности в области персональных данных.

Кроме того, технические регламенты на продукцию, используемую в целях защиты информации, отсутствуют, а сама такая продукция не включена в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, установленным постановлением правительства РФ № 982 от 01.12.09, что также не позволяет применять к ней требования обязательной сертификации.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует система обязательной сертификации средств защиты информации на соответствие требованиям по безопасности информации. Имеющаяся система сертификации ФСТЭК РФ является ДОБРОВОЛЬНОЙ и зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в реестре добро-вольных систем сертификации за номером РОСС RU.0001.01БИ00.

Таким образом, указанное требование а) неправомочно и б) невыполнимо. Руководствуясь изложенным выше, считаю необходимым привести формулировку п. 5 Проекта в соответствие с нормой п. 3 ч. 2 152-ФЗ, изложив его в следующей редакции: «Для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах могут применяться средства защиты информации, прошедшие оценку соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

3. Предложение по совершенствованию п. 9 Проекта.

В соответствие с ч. 3 ст. 19 152-ФЗ, требования и соответствующие организационные и технические меры, состав и содержание которых устанавливает настоящий Проект, должны определяться не только актуальными угрозами безопасности ПДн, но и с учетом объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, а также возможного вреда субъекту персональных данных. В соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 18.1, Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, исходя из оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения настоящего Федерального закона, и соотношения указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных (в том числе) рассматриваемым Проектом. Аналогичная норма содержится в п. 7 постановлении правительства РФ № 1119: «Определение типа угроз безопасности персональных данных, актуальных для информационной системы, производится оператором с учетом оценки возможного вреда, проведенной во исполнение пункта 5 части 1 статьи 18.1 Федерального закона "О персональных данных» и в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение части 5 статьи 19 Федерального закона "О персональных данных"».

Таким образом, базовые меры должны выбираться исходя из состава и содержания, указанного в Проекте, а его адаптация учитывать оценку вреда и его соотнесение с выбранным набором мер.

В этой связи, предлагается изложить формулировку 4 абзаца п. 9 в следующей редакции: «адаптацию выбранного базового набора мер по обеспечению безопасности персональных данных применительно к структурно-функциональным характеристикам информационной системы, реализуемым информационным технологиям, особенностям функционирования информационной системы, а также с учетом целей защиты персональных данных (конфиденциальности, целостности, доступности) а также исходя из оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае не достижения целей защиты и соотношения вреда и выбранных мер по обеспечению безопасности персональных данных».

4. Предложение по совершенствованию п. 12 Проекта.

Учитывая сказанное в отношение п. 5, считаю необходимым изменить формулировку п. 12 Проекта следующим образом: "При использовании средств защиты информации, прошедших сертификацию ФСТЭК РФ на соответствие требованиям безопасности информации (далее по тексту, по пунктам)".

Кроме того, в тексте пункта необходимо сделать ссылку на руководящий документ, устанавливающий соответствующие классы защищенности.
законодательство персональные данные фстэк
Alt text

Большой брат следит за вами, но мы знаем, как остановить его

Подпишитесь на наш канал!