Убирайте жесткие диски в сейфы

Убирайте жесткие диски в сейфы
Вчера выступал на конференции, посвященной проблематике технической защиты ИСПДн. Презентацию вы, дорогие читатели, уже видели, потому не буду долго распинаться - расскажу о своих впечатлениях. Во-первых, сам по себе приезд представителей ФСТЭК в нашу область - событие знаковое, а уж тем более - выступление на конференции с докладом. Поэтому все их ждали, и ФСТЭК ожидания публики не обманула. Была продемонстрирована неплохая, но достаточно стандартная презентация, ничего нового я для себя не увидел, и уж тем более - ничего сверхсекретного, однако представитель ФСТЭК попросил не размещать материалы в открытом доступе. В отношении "тотального лицензирования" по ТЗКИ представитель ФСТЭК сказал, что его позиция (особо подчеркнул, что она совпадает с позицией центрального аппарата) такова, что лицензия нужна тем, кто оказывает УСЛУГИ, а не всем поголовно. Однако мало кто на это обратил внимание (видимо, получать ее никто и не собирался). А вот дальше - интересные моменты. Мелькнувшая во вступительном слове мысль, что "сертификация" в качестве "оценки соответствия" для негосударственных структур - дело, по сути, добровольное (!), в итоге была сведена к необходимости обязательной сертификации. Здесь же прозвучала другая интересная мысль: если жесткий диск с ПДн после работы убирается в сейф, то никаких технических мер, кроме охраны того самого сейфа, не требуется. Но и она как-то была упущена слушателями. Далее следовало выступление Роскомнадзора, в котором идея съемных НЖМД как "отличного заменителя" КСЗИ была поддержана, а также прозвучала фраза, смысл которой сводился к необходимости построения одинаковой системы защиты для информации любых уровней конфиденциальности. Выступление вашего покорного слуги следовало сразу за регуляторами, и оно, честно сказать, как процесс мне не понравилось. Всему виной особенности размещения: трибуна, за которой пришлось стоять (а я очень не люблю трибуны) и место, где проецировались слайды, находились в разных концах, и разделены были т.н. "столом президиума". Поэтому и мне, и президиуму для того, чтобы отслеживать происходящее на экране, приходилось поворачиваться боком (а иногда и больше :) к слушателям. Но последние были довольны, смеялись и аплодировали, чего нельзя было сказать о регуляторах... Особенно велико было их удивление тому, что стоимость владения лицензией на ТЗКИ составляет 3 миллиона: "откуда такие суммы, это же документ, и при выдаче лицензии проверяются документы, это 2 тысячи рублей..." К счастью, в зале находились представители двух из 3-х лицензиатов Вологодской области, и они смогли грамотно и доходчиво объяснить, что и как считалось. После моего выступления представитель ФСТЭК очень красиво разрядил обстановку, сказав мудрую мысль о том, что действительно проблем много, действительно однозначных ответов на вопросы очень часто не отыскать, и все это происходит потому, что никто и никогда не делал экспертизу существующей нормативно-правовой базы в области защиты информации. А представитель Роскомнадзора добавил, что "всем нужно отрабатывать свою зарплату", после чего все, довольные и счастливые, ушли на перерыв. После был круглый стол, на котором почему-то было очень мало вопросов. Роскомнадзор спрашивали про согласия на обработку и кадровые проблемы, ФСТЭК говорил про новый СТР-К и некоторые другие документы, которые разрабатывает Воронежский институт, но когда они увидят свет - неизвестно. В общем, как-то вяло - народ, видимо, подустал. Да и что спрашивать - сказали же, однозначного ответа не существует. Ну а потом все разошлись. Занавес. С огромным сожалением вынужден констатировать тот факт, что доклада ФСБ по криптографии на конференции так и не прозвучало. То ли у представителя не нашлось времени, то ли не нашлось представителя - сие нам не ведомо. Но очень обидно, досадно... Ну да ладно. От себя хочу сказать спасибо Алексею Лукацкомуи Ригелюза материалы (некоторые мысли и слайды позаимствованы, копирайты соблюдены). Особое спасибо toparenkoза рецензию :) Для того, чтобы скачать презентацию, необходимо открыть ее по ссылкеи нажать на кнопочку Download, кто не хочет регистрироваться - пожалуйста, выложил на iFolder. ЗЫ. Если будет видео - размещу отдельным постом :)
конференция персональные данные
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS