Формы и форматы при обучении пользователей основам ИБ на примере темы паролей

Формы и форматы при обучении пользователей основам ИБ на примере темы паролей

Алексей Дрозд, начальник отдела информационной безопасности «СёрчИнформ».

Повышение киберграмотности пользователей, кибергигиена, основы безопасного поведения в Сети, повышение осведомлённости сотрудников… и куча других названий, под которыми скрывается боль сотрудников отдела информационной безопасности. Внезапно оказывается, что регламенты и должностные инструкции – это хорошо, но недостаточно. И надо бы как-то ещё научить сотрудников делать хорошо и не делать плохо. Увы серебряной пули здесь нет. Хочу поделиться советами на основе собственного опыта о том, как сеять умное-доброе-вечное.

Формы и форматы

Вначале пара слов о формах и форматах. Порой можно встретить информацию, что для вопросов ИБ-обучения разницы между этими двумя словами нет. Склонен не согласиться. К форматам обучения предлагаю относить следующие активности:

  • инструктаж;

  • наглядная демонстрация;

  • тренинги и игры;

  • киберучения.

При инструктаже сотрудник выступает в пассивной роли. Ему надо прочитатьпослушатьпосмотреть. Например, изучить должностную инструкцию. В общем, «ознакомься и распишись здесь».

Наглядная демонстрация – это прокачанный инструктаж. Работник по-прежнему не участвует в процессе. Разница в преподносимом материале. Больше практических примеров. Больше реальных историй из жизни. Больше наглядной демонстрации. Это может быть, к примеру, вебинар, в рамках которого показываются в том числе скриншоты новостей, видеоролики и т.п.

Тренинги и игры отдают бразды правления пользователям. Они теперь выступают в активной роли. Получают задания, выполняют их. Возможно, обсуждают полученные результаты.

Наконец, киберучения. Главное отличие этой «игры» в том, что сотрудник не знает, что он играет. Грубо говоря, сперва попался на фишинговое письмо, следом получил оповещение и ссылку на обучение.

Каждый формат может быть представлен различными формами. Например, игра может быть текстовым квестом, викториной, браузерной игрой с элементами «королевской битвы» и т.п.

По итогу выбор для реализации формата и формы зависит от нескольких переменных. В первую очередь от:

  • денег;

  • времени;

  • знаний.

Дело в том, что если мы хотим достучаться до сотрудников, то какой-то одной "универсальной" связки формат-форма может не хватить. Люди разные и то, что хорошо заходит одним, крайне плохо усваивается другими. Кому-то достаточно нормально написанного документа, а кто-то может воспринимать информацию только в видео-формате.

Ниже собраны различные варианты донесения мысли о криптостойкости паролей с весьма условным разделением по категориям сотрудников.

Для впечатлительных

Часто разработчики онлайн-сервисов при регистрации пользователя подсказывают ему, насколько хороший пароль тот придумал. Одни показывают, годен пароль или не годен. Другие визуализируют взломостойкость в «тестовых полосках»: в зависимости от сложности пароля они меняют цвет с красного на желтый и зеленый. Есть такие, которые указывают приблизительное время взлома вашего пароля.

Соответственно, можно использовать те или иные базысервисы, чтобы продемонстрировать сотрудникам несколько мыслей:

  1. Пароль, который кажется крутым и оригинальным, на самом деле таким может не являться.

  2. Пароли перебираются быстрее, чем пользователь думает.

  3. Сервисы иногда привирают о криптостойкости пароля.

Последний тезис полезно проиллюстрировать (хорошо заходит при демонстрации сотрудникам).

1. Отправим на проверку заведомо плохой пароль, который представляет собой известную фразу «мама мыла раму». Напишем ее, как это принято при вводе паролей, латиницей и в одно слово (vfvfvskfhfve). «Калькулятор» светится красным и предупреждает, что пароль взломают быстрее, чем вы успеете сказать «ой».2. Теперь подключаем бабушку к мытью рам, заменив слово «мама» на «бабушка» (,f,eirfvskfhfve). И вот у нас уже «хороший пароль», который «будут взламывать 3261 век». (Пару месяцев назад было ещё нагляднее, потому что достаточно было поменять "мама" на "мамы" и "подбор займёт 4 века").
Для впечатлительных, но пытливых

Для тех, кому в аудитории не хватает авторитета, – коллеги список самых популярных паролей. Но главное – он должен побудить поднять свою креативность на новый уровень.

Тем, кто предпочитает практиковаться

Этой категории можно наглядно продемонстрировать силу брутфорса. С точки зрения этики сомнительно обучать навыку взлома, но можно показать это «из своих рук» (вы и без меня знаете названия доступных программ) и рассказать основные принципы их работы.

Главное же – показать идею, что если человек использует паттерны (шаблоны), то это легко увидеть (утечек за последнее время – бери не хочу). А зная паттерн, сгенерировать на его основе словарь – плёвое дело.

Для примера (потому что виртуальная машина слабая), возьмём связку 4 любых буквы+год рождения. Быстро при честном народе генерируем словарь. Быстро подключаем перебор по словарю. И вот результат: в нашем случае, как видно из скриншота, на подбор ушло чуть больше 12 минут.



Выводы

В сети вы найдете еще множество полезных ссылок на иллюстрации, тренажеры, лайфхаки. Так что не нужно всё разрабатывать с нуля самостоятельно. Скорее нужно всё правильно организовать. Приемы, которые я описал, это только примеры того, как можно впечатлить впечатлительных, озадачить вдумчивых. То есть найти правильный подход, чтобы вовлечь пользователей в решение той или иной проблемы. Успехов вам в обучении. Если у вас нет времени или возможности обучить сотрудников своей компании, обращайтесь – мы проводим курсы по правилам ИБ бесплатно, посмотреть подробности и оставить заявку можно по ссылке .

информационная безопасность обучение кибербезопасность пароль
Alt text

Тени в интернете всегда следят за вами

Станьте невидимкой – подключайтесь к нашему каналу.

СёрчИнформ

Взгляд на информационную безопасность от компании SearchInform и сторонних экспертов.