Этичный контроль или работодатели, перегибающие со слежкой?

Этичный контроль или работодатели, перегибающие со слежкой?

Недавно сотрудница одного из сервисов по работе с клиентами пожаловалась на излишний контроль со стороны работодателя. Пока она сидела на удаленке, он «шпионил» за ней через камеру и блокировал ПК, если она отходила от рабочего стола даже за едой. А позже ее и вовсе уволили за то, что она поделилась историей в интернете.

Может ли «слежка» за сотрудниками быть этичной? Может. Но иногда руководители перегибают палку с тотальным, но малоэффективным контролем. Если ваши сотрудники переживают о том, что ИБ-специалист с DLP-системой «лезет к ним в душу», то вот несколько примеров альтернативных технологий для контроля за работниками, которые используют в корпоративном мире.


В китайской компании Canon рядом с каждой дверью офиса установили системы распознавания лиц. Камера с ИИ распознает улыбки. Сотрудник не может войти в кабинет, если не улыбается достаточно жизнерадостно.

Другая китайская компания создала чудо-подушку, чтобы контролировать работников. Планировалось отслеживать состояние здоровья, сердцебиение и признаки усталости. Позже сотрудники пожаловались на участившийся контроль рабочего времени со стороны менеджера по персоналу, который начал интересоваться частыми перерывами и уходами с работы пораньше. Непонятно, действительно ли рабочее время отслеживалось для «чистоты эксперимента», но ясно одно – в рабочее время сотрудник должен работать (желательно, плотно сидя на стуле), а не гулять.

Amazon следит за продуктивностью сотрудников и измеряет скорость сортировки и упаковки товаров. В 2018 году компания запатентовала браслет с тактильной обратной связью, который контролирует местоположение рук рабочего. ПО должно сопоставлять положение рук с предметом инвентаризации, который нужно отсортировать или упаковать. Сотрудники жалуются на проблемы с психическим здоровьем из-за тотального контроля. Amazon же объясняет свои дикие методы желанием стать «самой клиентоориентированной компанией».

Французский филиал IKEA перестал самостоятельно справляться со слежкой и нанял частную охранную организацию, которая целенаправленно «рыла» компромат на сотрудников и конкурентов. Выяснилось, что компания больше 10 лет незаконно собирала и хранила личную информацию. В итоге Ingka Group, работающую по французской франшизе IKEA, оштрафовали на 1,2 млн долларов за отслеживание личных данных клиентов, служащих и потенциальных работников.

«Наши» тоже не отстают.

В «Пятерочке» планировали тестировать умные часы, которые должны были отслеживать пульс, угол наклона гаджета, давление. Идея примерно, как у Amazon только «за здравие» – гаджет, действительно, должен был контролировать здоровье сотрудников. Но реакция на новость была неоднозначной, к тому же позже появилась проблема с удаленным сбором и обработкой данных. Эксперимент пришлось свернуть.

А сотрудникам мясоперерабатывающего комплекса в Набережных Челнах и вовсе присвоили порядковые номера для контроля. Вместо имени – число, которое считывает видеокамера. В интернете методы контроля сравнили со взором «Большого брата», а новые костюмы сотрудников – с формой персонажей из «Игры в кальмара». При этом сотрудники вроде бы не против – считают, что точечный контроль нужен справедливости ради.

ИБ информационная безопасность утечки информации
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.

Мы клонировали интересный контент!

Никаких овечек — только отборные научные факты

Размножьте знания — подпишитесь

СёрчИнформ

Взгляд на информационную безопасность от компании SearchInform и сторонних экспертов.