Что в отчете ФинЦЕРТ за 2019-2020 год - краткий пересказ

Что мы узнали из нового отчета ФинЦЕРТа
23 марта ФинЦЕРТ выложил отчет "Основные типы компьютерных атак в кредитно-финансовой сфере в 2019-2020 годах". Есть любопытные моменты.

Но главное, что обращает на себя внимание, – это небольшой график, который легитимизировал тот постулат, который мы повторяем год за годом: больше персданных – больше атак. Интенсивность атак на физлица росла пропорционально объему скомпрометированных ПДн клиентов финансовых организаций. Это делает фишинг опаснее – люди с большей вероятностью верят мошенникам, если те называют их по имени, знают паспортные данные и т.п. Но в качестве защитной меры для пользователей за последние два года не придумали ничего лучше, чем информирование (пиар и красивые плакаты).


Что в отчете?
ФинЦЕРТ регулярно анализирует данные по мошенническим операциям по счетам граждан и атакам на банки. На этот раз дал срез ситуации с ИБ внутри и вокруг финсектора за 2019 и 2020 годы. Оценивали атаки на банки и их клиентов – организации и физических лиц.
По сути, отчет всеобъемлющий и позволяет сделать универсальные выводы о схемах мошенников: они всегда завязаны на деньгах, куда бы ни целились.

Для банков
Традиционно это одна из самых защищенных отраслей, здесь все в порядке с оснащенностью ИБ-инструментами (например, по нашим данным DLP против внутреннего мошенничества есть в 59% организаций, почти вдвое больше, чем в среднем по всем отраслям). И качество защиты растет. Способствуют высокие риски и пристальный контроль регулятора. В итоге традиционные атаки здесь уже не проходят – ФинЦЕРТ отмечает спад массовых фишинговых рассылок, их результативности, так что мошенникам они стали невыгодны.

Понятно, что атаки не кончились, а лишь сместили вектор. Теперь ситуация, как ее описывает ФинЦЕРТ выглядит так:
  • Большинство атак все еще идет через почту. Письма содержат ссылки на зараженные сайты или вложения с зашитыми в них вирусами. Для убедительности отправители мимикрируют под домены регуляторов, крупных финорганизаций и пр. – в строгом соответствии с классикой жанра.
  • Вместо массовых рассылок практикуют точечные – теперь это 85% всех email-атак. К адресатам обращаются по имени, эксплуатируют темы, актуальные для решения конкретных рабочих задач. Реальные ящики для таких атак пока ломают редко, чаще маскируются под известного отправителя.
  • Шифровальщики резко потеряли спрос, популярнее шпионское ПО и браузерные плагины. Красть деньги «в лоб» с помощью вымогательства больше не получается, поэтому мошенники вынуждены играть в долгую – красть и перепродавать данные.
  • Под прицелом онлайн-банкинг и банковские приложения для пользователей. Злоумышленники исследуют приложения на наличие уязвимостей и затем эксплуатируют их, чтобы красть данные или перенаправлять платежи.
Всего за два года насчитали 2881 вирусную атаку на банки, реальная цифра может быть в разы выше.
Как атаковали клиентов. Юрлица
Популярностью пользуется следующая схема атак на юрлица. Чтобы добраться до счетов компании, злоумышленники используют удаленный доступ – модифицированное ПО типа «невидимый TeamViewer». Оно получило название RTM (сокращение от Remote Transaction Manager, обнаруженного в коде ВПО), за ним и группировка, активнее всех практикующая способ.

Вариантов несколько:
  1. Внедрение ПО для удаленного администрирования с дополнительной библиотекой, которая скрывает программу в трее. Иногда использовались программы, ранее установленные самими пользователями. Через них хакеры получают возможность напрямую осуществлять переводы со счета организации, пользуясь доступом к платежному клиенту под видом легитимного пользователя. Учитывая распространение легальных версий такого ПО в период удаленки, под угрозой любая организация.
  2. Встраивание специального модуля в процесс веб-браузера. Через «закладку» (например, плагин к браузеру) хакеры могут подменить платежные поручения, пока пользователь пытается провести платеж от имени организации в веб-версии банковского клиента.
  3. Копирование сертификатов доступа в систему дистанционного банковского обслуживания, если они хранились на обычном носителе вместо защищенного токена. Затем остается только получить пароли к ДБО с помощью кейлоггера или WebBrowserPassView – и у злоумышленников полный доступ к счетам компании. Атака самая бронебойная, поскольку позволяет в дальнейшем проводить операции в неконтролируемом пространстве – с других машин и IP-адресов. Но сложная в реализации, а потому менее распространенная.
RTM распространяли в основном по почте.
Второй по популярности метод – через зараженный сайт, откуда пользователи могут скачать необходимые в работе документы (с виду легитимные формы по образцу регулятора, тексты регулирующих документов и пр.) – этакий «консультант-плюс» со зловредной начинкой.
Как атаковали клиентов. Физлица.

А вот атаки на обычных пользователей не претерпели значительных изменений, здесь по-прежнему «рулит» социнженерия. За два года число таких атак выросло на 88%. И против этого лома пока нет приема.

Топ угроз для рядовых юзеров выглядит так:
  1. Мошеннические звонки. 84% всех атак мошенники проворачивают по телефону, в 98% случаев звонят «из банка». Схемы не меняются, разве что злоумышленники стали чаще играть на теме безопасности (жертву пугают «утечкой данных» или «кражей средств со счета», в 41% случаев звонящий представляется безопасником, в последнее время еще и сотрудником полиции). И вот тут самое интересное.
    Базы для обзвона мошенники берут из утечек. ФинЦЕРТ указывает на четкую корреляцию! В октябре 2019 года случился пик утечек данных, а спустя пару месяцев – выросло число фишинговых атак (см. заглавную картинку).
    Хотя ФинЦЕРТ отчитывается, что велел операторам связи заблокировать 26 397 мошеннических номеров, понятно, что это капля в море.
  2. Фишинговые сайты на актуальную тему. Мошенники активно эксплуатируют «горячие» инфоповоды и плодят фейковые домены – это видно на теме COVID-19, социальных выплат, роста популярности сервисов доставки (мы наглядно демонстрировали эту тенденцию в нашем собственном отчете о типах мошенничеств с доменами и самых актуальных информационных поводах, которые использовали злоумышленники).
    Эти сайты заражают вредоносным ПО или крадут деньги и данные через формы регистрации.
    Фишинговые домены долго не живут, по данным ЦБ от обнаружения до блокировки проходит от 3 часов до 3 дней. Но этого оказывается достаточно, чтобы успеть провернуть задуманное. Кроме того, мошенники действуют оперативно: штампуют сайты, как горячие пирожки, продвигают в поисковой выдаче, и в итоге только за время локдауна их аудитория суммарно составляла 100 тыс. пользователей в сутки.
  3. Доски объявлений. ЦБ заметил, что на «Юле» и «Авито» не все ладно – общее количество псевдосделок не посчитали, зато выяснили, что в 83% случаев мошенники стараются выманить жертву за пределы площадки (в СМС, мессенджеры) для обсуждения покупки/продажи товара. И уже здесь выманивают деньги.
В результате только за 2019 год ФинЦЕРТ насчитал 576 566 операций по счетам без согласия клиента на общую сумму в 6426,5 млн руб. 69% из этого числа пришлось на «разводы»: когда люди сами сообщали мошенникам платежные данные или переводили им средства.

Как быть?

ЦБ отчитывается, что ведет информкампанию по борьбе с мошенниками. Внутри кредитно-финансовой сферы это, кстати, неплохо работает, ФинЦЕРТ регулярно оповещает банки о новых угрозах и собирает отчеты по инцидентам ИБ – результат налицо. Вне ее все ограничивается агитками в СМИ и плакатами в бюджетных учреждениях. Вряд ли это очень эффективно. К примеру, как-то так получилось, что лишь из отчета я узнал об их информационном ресурсе для финансового ликбеза "Финансовая культура". Оказывается, на нем есть неплохой раздел про мошенников. А теперь риторический вопрос: как много людей знает об этом ресурсе?

При этом ЦБ признает: при атаке мошенников поможет только бдительность. А если она подвела – помощи жертве ждать неоткуда. В подавляющем большинстве случаев банки не возвращают деньги – ведь если жертва назвала мошенникам CVV или код из СМС, то нарушила условия договора.

Решить проблему, похоже, и правда может только массовый ИБ-ликбез. ЦБ пока обучает профессионалов – недавно прошел курс по кибербезопасности для правоохранителей, разбирали, как расследовать и предотвращать киберпреступления. Дальше в планах обучение для ИБ-специалистов банков и других компаний.

Мы заходим с другого конца: рассказываем сотрудникам госорганизаций и бизнеса, откуда ждать подвоха, чему не верить и как спасать деньги и данные, в случае чего. Остается со сдержанным оптимизмом надеяться, что повторение – мать учения, и если у пользователей не разовьется «слепота невнимания» на предупреждения о мошенниках, то выработается привычка им не доверять.

Оригинал
атаки на банки информационная безопасность мошенничество финцерт фишинг
Alt text

Устали от того, что Интернет знает о вас все?

Присоединяйтесь к нам и станьте невидимыми!

СёрчИнформ

Взгляд на информационную безопасность от компании SearchInform и сторонних экспертов.