Конкурентные войны: расследование, сбор доказательств и разоблачение на личном примере «СёрчИнформ»

Конкурентные войны: расследование, сбор доказательств и разоблачение на личном примере «СёрчИнформ»

Вот мы все рассказываем про кейсы клиентов, но и у нас проблем хватает. Так что пришло время поговорить о нечестных методах конкуренции. Увы, законодательство РФ несовершенно, и мы понимаем, что в суд в сложившейся ситуации обращаться бессмысленно.

Но и оставлять такое без ответа мы тоже не собираемся. Играете не по совести – получайте адекватный ответ.

name='more'>

Небольшая предыстория


Чуть больше года назад мы расстались с одним из топ-менеджеров компании – техническим директором. Точнее, на момент ухода, он уже несколько месяцев не работал в этой должности – в компании поняли, что с работой техдира сотрудник не справляется и ему предложили вернуться к работе с клиентами.

Судя по всему, сотрудник не смог смириться с понижением и принял решение уйти по собственному желанию. Т.к. конфликтов не было (как нам тогда казалось) и сотрудник отработал на компанию более 6 лет, ему выплатили «золотой парашют» размером в несколько годовых зарплат. Важно: принимая окончательный расчет и беседуя с руководством, бывший топ-менеджер рассыпался в благодарностях, раздавал обещания «не работать на конкурентов» и «никогда не вредить компании».

Однако через несколько недель он вышел на работу к одному из основных наших конкурентов. Причем забыл рассказать новому работодателю, что наняли они не «техдира «СёрчИнформ», а специалиста рангом значительно ниже.

В чем суть конфликта


В течение года мы наблюдали, как наш бывший сотрудник пользуется знанием внутренних процессов компании в интересах нового работодателя. Он выходил на наших клиентов с конкурентными предложениями, пользовался связями, приобретенными в процессе работы на нас. Это неприятно, но с точки зрения права – у нас связаны руки. Увы, российское законодательство не позволяет подписывать соглашения о не конкуренции.

Однако, спустя некоторое время у нас появились сведения и доказательства другой нелицеприятной истории.

Итак, история


Служба безопасности «СёрчИнформ» установила факт переписки нашего разработчика с бывшим сотрудником. После проведения расследования выяснилось, что бывший технический директор, отлично зная специализацию ведущих программистов «СёрчИнформ», свел специалистов Solar Security c нужным программистом из нашей компании.

Компания-конкурент просила нашего специалиста помочь с решением проблемы с агентом их DLP-системы, прямо признавая, что собственные сотрудники этого сделать не могут. Переговоры вела известная нам и ранее по попыткам «схантить» наших ключевых спецов, директор по HR. Затем подключились и технические спецы, которые описали суть проблем, что и где не работает.


Получив консультацию и рекомендации по решению проблем, специалисты конкурента задали вопрос:



Т.е., даже зная способ решения проблемы, написать сами не взялись. Что ж, как сказал наш руководитель, «это даже вызывает гордость за специалистов «СёрчИнформ».

Представители конкурентов прекрасно знали, к кому именно обращаются за помощью. На скрине ниже HR-директор Solar Security спрашивает, не будет ли проблемой, что их увидят вместе с нашим сотрудником.


Мы располагаем доказательствами того, что над продуктом конкурента работал наш специалист: рамочный договор на разработку ПО (компонент – Dozor Endpoint Agent), техническое задание, документы об оплате работ и др. Более того, компания, работающая в сфере ИБ, открыла постороннему сотруднику доступ в CVS.



Беседа с сотрудником показала, что он воспринимал этот проект как интересную задачу и не учитывал вред для «СёрчИнформ» от своей деятельности. Оставить «крайним» работника – было бы ошибкой, мы понимаем, кто виноват в сложившейся конфликтной ситуации. Представители конкурента попытались «схантить» сотрудника, но им не удалось договориться (видимо, слишком дорого им обошелся бы работник такого уровня). Они пытались воспользоваться опытом и знаниями сотрудника «СёрчИнформ», полученными в ходе работы на компанию.

Что все это значит?


Наше оценочное суждение таково.

Во-первых, Solar Security долгое время продавал клиентам софт с некорректно работающим агентом.

Во-вторых, конкурент не может решить технические проблемы с софтом собственными силами, не может вырастить в команде таких людей и готов использовать любые методы, чтобы «закрыть дыры» с своем ПО.

В-третьих, модуль профайлинга, который определяет характер и личные качества сотрудников нужно было придумать и разработать на несколько лет раньше. Тогда мы смогли бы намного раньше вычислить сотрудника-лицемера и снизили бы ущерб от его подрывной деятельности.

Ну и наконец, мы отмечаем неготовность команды конкурента придерживаться правил честной игры. Т.к. только недавно читали интервью CEO конкурента и встретили там такие слова: «Ну, и отдельно можно сказать, что конкуренция на рынке остается очень жесткой. За каждого клиента идет борьба не на жизнь, а на смерть, и зачастую, исчерпав честные приемы конкурентной борьбы, игроки рынка делают ставку на другие методы». Получается, гендиректор говорил не о неприемлемости методов нечестной конкуренции, а как раз их оправдывал?..

В сухом остатке


Почему не урегулировали конфликт между собой? Очевидно, что глава Solar Security знал о том, как именно разрабатывается их продукт, т.к. в документах, составленных для нашего сотрудника, стояла его подпись.

Чего вы хотите добиться этим материалом? Мы не раз заявляли, что хотим конкурировать честно. Поэтому и вынесли эту неприятную правду «на свет» и суд клиентов, коллег по IT-отрасли и просто общественности. Возможно, когда коллеги по отрасли поймут, что «шито-крыто» действовать уже не получится, они возьмутся за ум и прекратят использовать «грязные методы».

Ну и побочная цель – убрать из сферы, в которой честность и моральные принципы играют огромнейшую роль; людей без моральных ориентиров. Строить с такими людьми долгосрочное партнерство – себе дороже. Мы вот уже поплатились, как видите.

Как ситуация повлияет на отрасль?


Все наши инициативы по созданию сообществ, клубов и объединений вендоров DLP ничего не стоят, пока мы не договоримся о честных правилах игры. Ситуация, когда конкуренты грызутся как собаки, нападают исподтишка и тянут-тащат-разглашают, приведет к подрыву доверия ко всем вендорам. Для нас ситуация, когда мы защищаем информацию и сами же ей неприкрыто спекулируем, – абсурдна. Мы готовы встречаться с конкурентами на тестах и взаимных испытаниях, готовы участвовать в открытых дебатах, делать сравнения и конкурировать технологически. Но участвовать в конкуренции, которую навязывает нам Solar Security, мы отказываемся.

И при невозможности защищать свои интересы в судебном порядке, будем снова и снова выходить с этим в паблик, чтобы, как говорится, не повадно было.

Alt text

Один хакер может причинить столько же вреда, сколько 10 000 солдат! Подпишись на наш Телеграм канал, чтобы узнать первым, как выжить в цифровом кошмаре!

СёрчИнформ

Взгляд на информационную безопасность от компании SearchInform и сторонних экспертов.