3 Февраля, 2016

Итоги года в индустрии ИБ

СёрчИнформ


Прошедший год оказался непростым для бизнеса. Однако в индустрии ИБ произошли три положительных изменения, которые нельзя не отметить:
1.       Сформировался конкурентный рынок ИБ
Сама индустрия за прошедший год сильно подтянулась: многие вендоры доработали свои решения – выпустили интересные релизы существующих продуктов или запустили новые ветки.
Различия в функционале, конечно, остались довольно значительные, однако они видны больше при решении реальных, прикладных задач.
Текущая ситуация индустрии ИБ вышла из периода “штучного продукта” и теперь больше напоминает сформировавшийся рынок, где царит здоровая конкуренция. Это, безусловно, на руку клиентам: теперь каждый найдет лучшее для него соотношение качества, возможностей и цены.
2.       Выросли требования пользователей к IT-решениям
Пользователи систем ИБ также значительно повлияли на индустрию за прошедший год.  Росла популярность IT-решений по вопросам ИБ, а вместе с ней и «продвинутость» пользователей: они стали более требовательны к инструментам аналитики и обработки массива данных.
Пользователи сформировали понимание, каких опций им не хватает в существующих инструментах ИБ, как эффективнее решать свои задачи.
3.       Изменилась оценка обществом самого факта контроля
Однако самое главное изменение произошло в сознании коллективном – люди стали принимать необходимость контроля. Из крайне отрицательной реакции вектор сместился в сторону, как минимум, нейтралитета, а в ряде случаев наблюдается положительный взгляд на средства контроля.
Люди стали осознавать, что работодатель имеет полное право мониторить и анализировать рабочее время персонала. В некотором смысле это делается и в интересах самих сотрудников, для их выгоды и безопасности. Инструменты контроля персонала, при их грамотном применении, стали эффективным и необходимым решением для бизнеса, и теперь это понимают даже рядовые специалисты.
Ряд компаний работает на популяризацию идеи контроля. К примеру, Microsoft открыто заявляет о сборе “некоторых” пользовательских данных в своих новых продуктах. Как результат – это стало восприниматься пользователями как нечто обыденное, ведь большинство людей просто не готово отказаться от использования сервиса и ПО. А ведь еще 3 года назад такой продукт совершенно не пользовался бы популярностью.

Кроме этого, наметился еще ряд тенденций:
Во-первых, если обратиться к статистике – цифры ущерба от утечек за прошедший год увеличились значительно, особенно в России. Это является прямым следствием кризиса: с одной стороны, для злоумышленников ухудшение финансового состояния является главным мотиватором к активной деятельности. С другой – бюджет служб ИБ бывает сокращен настолько, что они не могут себе позволить новейшие средства защиты. Два этих фактора, по крайней мере в ближайшем будущем, будут значительно ухудшать ситуацию.
Во-вторых – вендоры ИБ-решений пришли к пониманию правильного вектора развития. Узкоспециализированный продукт может хорошо решать свои задачи, но ему приходится сосуществовать со множеством решений другой направленности. Разработчики стали уделять значительное внимание дополнительному функционалу, упрощенному взаимодействию с другими системами, принципиально новым возможностям. Закономерно, что все крупные игроки активно расширяют линейки своих продуктов.
Последняя значимая тенденция прошедшего года – искусственное давление на решения пользователя относительно того или иного IT-продукта. Если раньше свободный выбор пользователя был его естественным правом, то сейчас наблюдается искусственно созданное давление со стороны властей и бизнеса. Неважно, решает ли продукт стоящие перед ним задачи, – важно, где он произведен. Некоторые западные вендоры настолько утрируют ситуацию, что вообще убрали возможность перейти в российскую локализацию на своих веб-сайтах.