Инфобез для стартапера

Инфобез для стартапера
Когда-то давно тому назад я уже поднимал  эту тему, но она вновь и вновь появляется на горизонте, поэтому  хотелось бы вернуться к обсуждению вопроса, стоит ли стартаперу, в какой бы области он ни начинал бизнес,  опасаться кражи своей идеи, бизнес-плана и тому подобных  вещей.

Для тех, кому лень читать этот текст и текст по ссылке, сразу приведу краткий ответ на поставленный вопрос: стоит, но вовсе не с той стороны, с которой все ожидают. Остальных же приглашаю узнать подробнее о том, почему эти опасения напрасны.

Молодые предприниматели, которые только-только приходят в мир бизнеса, стараются найти стартовый капитал для своих проектов у известных и опытных инвесторов. При этом многие из них волнуются по поводу возможности «кражи идей» инвесторами, которые затем смогут воплощать проекты своими силами.

Такие опасения сегодня довольно сильно распространены в среде стартаперов. Однако сами инвесторы полагают, что данные риски совершенно не заслуживают внимания. Ведь в бизнесе голая идея, без реализации, совершенно ничего не стоит. Если же говорить о реализации новых идей – инвестору может быть просто некогда ей заниматься, у него много более важных задач, благодаря которым он и зарабатывает свои деньги.

Казалось бы, бояться стартаперам нечего. Но, как показываем практика, предосторожности все равно не будут лишними. Хотя бы потому, что еще до перехода проекта на уровень инвестирования с ним могут взаимодействовать самые разные люди. В том числе и секретари, и самые разные офис-менеджеры, и многие другие сотрудники. Также инвестором могут быть привлечены к работе независимые консультанты, забота которых – беспристрастно оценить новый проект. И это также сильно увеличивает шансы на «утечку информации» о вашем проекте.

Как же нужно поступать стартаперам для того, чтобы обеспечить защиту своим идеям? Скрыть от инвестора какие-либо детали проекта, пускай даже самые мелкие, не удастся – ведь в этом случае он может отказать стартаперу в инвестировании. С другой стороны, скрывать мелочи и вовсе бессмысленно. Зато нужно очень внимательно подходить к выбору собственно инвестора. Непременно нужно выбрать человека с хорошей репутацией, имеющего успешный опыт инвестирования в проекты из той области, к которой относится ваш проект.  На самом деле, гораздо лучше будет отказаться от нескольких заманчивых предложений, если они поступают от ненадежных инвесторов. И этим вы сможете защитить себя как от кражи ваших идей, так и от большого количества серьезных проблем. Особенно это будет важно, если вдруг ваш проект провалится по какой-то причине.

Уже после первого контакта с вашим инвестором необходимо заключить с ним соглашение, которое будет подразумевать неразглашение информации, обсуждаемой во время переговоров с ним. Если инвестор заверяет, что в данном соглашении нет смысла, или же если он просто отказывается подписать такую бумагу, то от инвестора необходимо отказаться, поскольку вы рискуете, что идея, равно как и деньги, будут переданы сторонним людям – причем риск этого в такой ситуации довольно большой.

Стоит отметить, что в подобных ситуациях выбрать бизнес-ангелов будет гораздо предпочтительнее, чем остановить выбор на венчурных фондах, ведь бизнес-ангелы стараются инвестировать в ту область, в которой они сами работают. Соответственно, бизнес-ангелы дорожат своей репутацией, на которой может очень негативно сказаться кража идей. Также по причине обычной занятости у одного бизнес-ангела просто не так много возможностей для того, чтобы украсть чужую идею и передать ее другим людям. Бизнес-ангелы скорее могут попытаться доказать начинающему бизнесмену то, что реализовать идею лучше «под крылом» именно данного инвестора, и под брендом известной компании, которой как раз и управляет этот бизнес-ангел. Со временем стартапер может заметить, что вместо развития своего бизнеса он занимается развитием бизнеса инвестора. Но здесь уже идут совершенно другие риски, обсуждение которых не укладывается в рамки этой конкретной статьи.

Также стоит учитывать, что если в основе вашего бизнеса идея, предлагающая обычный перенос в вашу страну бизнеса, который успешно функционирует за рубежом, то защитить эту бизнес-идею будет очень сложно – ведь она основана лишь на том, чтобы быть быстрее конкурентов. И если вы подпишете нужные для защиты информации соглашения, плюс найдете надежного инвестора, все равно в итоге может выясниться, что нашелся кто-то более быстрый, кто смог провернуть подобное на пару недель раньше, чем вы. И тогда искать виноватых уже будет бесполезно.

Если же бизнес, который вы собираетесь развивать, основывается на различных технологических изобретениях или новшествах, то лучше сначала получить на них патенты, причем такие патенты, которые будут действовать не только на территории стран бывшего СССР. Если вы не можете оплатить регистрацию патента самостоятельно, то лучше одолжить денег у друзей или же взять потребительский кредит в банке. А вот к инвестору идти не рекомендуется до тех пор, пока вы не получите патент на вашу разработку.

Также стоит отметить, что намного тяжелее, чем от инвестора, будет уберечь ваши идеи от ваших же партнеров по бизнесу. Любой из ваших партнеров, заметив перспективность таких идей, может решиться работать с ними самостоятельно, без вас. Дело в том, что на этапе генерации идей, в ходе бурного обсуждения редко кто записывает авторов конкретных идей.  А в дальнейшем это может привести к крупным ссорам партнеров по бизнесу. Отметим, что в данном случае, в отличие от общения с инвестором, соглашение о неразглашении информации наверняка никакого эффекта иметь не будет. И поэтому стоит уже на самом раннем этапе, при начале бизнеса обсудить сферы ответственности, а также размеры доли каждого из деловых партнеров. Это будет полезно также сделать и во время общения с вашим инвестором.

Подводя итог, отметим, что каких-либо универсальных «рецептов» по защите бизнес-идей не существует. Однако если следовать названным выше рекомендациям, вы наверняка сможете серьезно уменьшить риск того, что на вашей идее будет зарабатывать в итоге кто-то еще кроме вас без вашего на то разрешения.
Alt text

Ваш провайдер знает о вас больше, чем ваша девушка?

Присоединяйтесь и узнайте, как это остановить!

СёрчИнформ

Взгляд на информационную безопасность от компании SearchInform и сторонних экспертов.